Заключая описание основных факторов, лежащих в основе психической
деятельности особенно значимых для ее формирования в детском возрасте.
Описанные здесь факторы далеко не исчерпывают всех составляющСтраница 1
Таким образом, опираясь на нейропсихологический подход можно назвать следующие предпосылки школьной неуспеваемости:
ü Предъявляемые школьнику требования могут не совпадать повремени со стадией нормального анатомического и функционального развития мозга, опережая его возрастную готовность к выполнению поставленных перед ребенком задач.
ü Вторая вероятная причина – отставание или отклонение в анатомическом развитии отдельных мозговых структур.
ü В-третьих, даже при нормальном морфологическом созревании может не складываться соответствующий уровень функционирования.
ü В четвертых причиной трудностей может стать то что в процессе развития мозговых функциональных органов не проработаны необходимые связи – взаимодействия, как между различными структурами мозга, так и между психическим процессами.
Приложение 1
Составляющее звено |
Функциональное значение в процессе письма |
Зона мозга |
Нейропсихологический фактор |
Зрительный образ буквы |
Анализ элементов, различение письменных и печатных букв. |
Затылочные отделы |
Перцептивный |
Зрительно – пространственный образ буквы |
Различие букв, имеющие сходные конструкцию, положение буквы в зеркальном пространстве. |
Теменно – височно- затылочная подобласть |
Пространственный |
Исполнение написания |
Схема движения; тонкие движения руки; плавность переходов. |
Теменная область, задне-лобная ( премоторная область) |
Кинетический |
Инициация написания |
Постановка целей, выбор программы сочетаний букв, слов, контроль за написанием с понимаем смысла, расстановка знаков препинания. |
Лобные отделы |
Произвольной регуляции |
Соотнесение звука и буквы ч/з проговаривание |
Различение сходных по артикуляции звуков, а так же дифференцировка звуков в сложных сочетаниях |
Теменная область |
Кинетическая |
Восприятие звуков речи |
Различение звуков. |
Верхне-височная область |
Фонематический |
Слухоречевая память |
Удержание в кратковременной памяти материала, требующего перевода в письменную речь. |
Широкая височная область |
Модально-специфический |
Стабильность написания |
Равномерность темпа письма; сохранение размеров буквы по строке; соразмерность интервалов. |
Глубинные структуры |
Нейродинамический |
«Подавление» («борьба»)
Психоанализ не различает «уход» и «подавление» как разные типы внутренней реакции человека на свои проблемы. Недостаточная четкость терминологических границ не означает, тем не менее, действительного отсутствия различий между этими явлениями. Возможно, эти различия в немалой степени связаны с тем, что процессы ухода детерминируются бесс ...
Функции человека в системе "человек - машина"
Эти функции могут быть различны. Человек может выступать в роли приемника осведомительной информации, поступающей в той или иной форме от управляемого объекта, ее ретранслятора, передающего информацию от одного звена системы к другому. Он может осуществлять анализ информации и принимать решения, то есть вырабатывать управляющую, или ком ...
Разновидности жестов. Широкие и мелкие жесты
Широкими называют движения, которые выполняются спокойно, с пафосом и претензией на неукоснительное исполнение. Стрил назвал их жестами "больших людей", жестами, которые согласуются не только со значением ("весом" в обществе), но и с руководящей ролью их "авторов": дается знак, который всеми понимается одно ...