Изучение динамики процесса заучиванияСтраница 1
Цель: исследовать динамику процесса заучивания вербального материала.
Задачи:
1. Установить характер нарастания удерживаемого материала при повторном его предъявлении.
2. Выяснить, какие элементы ряда удерживаются лучше (наблюдается ли эффект края).
Материал: 15 не связанных по смыслу одно - трехсложных слов конкретного содержания.
Процедура.
Каждый студент составляет список из 15 слов, затем группа делится на пары. Эксперимент проводится в паре (экспериментатор и испытуемый). Экспериментатор зачитывает испытуемому слова для запоминания, испытуемый называет слова, которые запомнил. Экспериментатор фиксирует в протоколе правильно воспроизведенные слова знаком «+» и повторяет опыт до полного заучивания всего ряда. Читать слова необходимо отчетливо и монотонно, с интервалом в 1 секунду. Интервал между предъявлениями слов - 5 секунд. Если испытуемый называет слова, отсутствующие в списке, экспериментатор фиксирует их в примечании к протоколу. Во время опыта экспериментатор записывает свои наблюдения за поведением испытуемого. После окончания опыта испытуемый дает словесный отчет (о своем состоянии, отношении к задаче, возможных затруднениях и помехах и т.п.), который также фиксируется экспериментатором в протоколе.
По окончании опыта экспериментатор и испытуемый меняются ролями.
Инструкция испытуемому. «Слушайте меня внимательно! Сейчас я назову ряд слов. Постарайтесь их запомнить и, когда я закончу, сразу назовите их в любом порядке. Внимание! Начинаем!»
После воспроизведения: «Вы запомнили не все слова. Я прочту их еще раз, постарайтесь запомнить больше и назовете все слова, которые вспомните».
Обработка результатов
1. Подсчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении (V).
2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, на оси ординат - значения V.
3. Подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все повторения и вычислить для них коэффициент запоминания по формуле:
К = Р/n • 100%,
где К - коэффициент запоминания -го слова, Р - его абсолютная частота, п - количество повторений (точность вычислений равна 1%).
4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат - значения К.
5. Составить сводные таблицы по V и К для группы испытуемых. Вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальный график каждого испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними по группе.
Обсуждение результатов
Проанализировать формы графиков, привлекая материал словесного отчета испытуемого и наблюдений экспериментатора (например, снижение V при одном из повторений может объясняться тем, что испытуемый в этот момент отвлекся).
По сводным таблицам показать индивидуальные различия испытуемых и сделать выводы об общих для них закономерностях.
Сводная таблица количества правильно воспроизведённых слов при каждом повторении
Объём воспроизведения Испытуемые |
I |
II |
III |
IV |
V |
1. Антропов А. |
7 |
13 |
15 |
14 |
12 |
2. Бурканова Е. |
8 |
10 |
9 |
11 |
13 |
3. Воронина Т. |
7 |
10 |
12 |
13 |
15 |
4. Городнова М. |
9 |
14 |
14 |
13 |
15 |
5. Дасаева М. |
5 |
7 |
9 |
10 |
12 |
6. Зеленова Т. |
6 |
9 |
10 |
12 |
13 |
7. Корбко О. |
8 |
11 |
11 |
13 |
14 |
8. Паторова Е. |
12 |
14 |
15 |
15 |
15 |
9. Печененко А. |
12 |
15 |
14 |
15 |
15 |
10. Сивагина С. |
8 |
8 |
12 |
13 |
13 |
Среднеарифметическое |
8,2 |
11.1 |
12,1 |
12,9 |
13,7 |
Социальная коллективность. Отношения между
индивидом и коллективом.
Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация.
От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицир ...
Концепция
невроза в гуманистическом направлении
Главной человеческой потребностью в рамках гуманистического подхода является потребность в самоактуализации. Невроз при этом рассматривается как результат невозможности самоактуализации, как результат отчуждения человека от самого себя и от мира. Маслоу пишет по этому поводу: «Патология есть человеческое уничижение, потеря или недостиже ...
Различие между чувствами и эмоциями
Для чего в повседневной жизни служат чувства и для чего — эмоции? На эти два вопроса у нас сразу же напрашиваются весьма различные ответы: чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоции целесообразными не являются.
В самом деле, нам совсем легко представить человека, который никогда не переживал бы эмоции, никогда не испытывал бы ...