Индивидуальные особенности жизнестойкости и парциальное доминирование
Страница 1

Материалы » Функциональные обобщения как форма инструментального опыта » Индивидуальные особенности жизнестойкости и парциальное доминирование

Нейропсихологический подход к проблеме индивидуальных различий сегодня успешно развивается как новое направление нейропсихологии, а также дифференциальной психологии и психофизиологии. Он основан на концепции "парциального доминирования" и предполагает, что для каждого человека характерны индивидуальные констелляции или разные варианты сочетаний латеральных признаков, которые образуют индивидуальные профили латеральности (ИПЛ) и определяют индивидуальные особенности реализации психических процессов. В настоящей работе рассматривается вопрос о возможных особенностях процессов жизнестойкости у лиц с разными признаками латеральности (или парциального доминирования лобных отделов мозга).

Для изучения особенностей процессов жизнестойкости лиц с разными признаками парциального доминирования были взяты студенты 1-3 курсов университета в возрасте 17-20 лет - юноши (n=35) и девушки (n = 44). Всего в исследовании приняло участие 79 испытуемых. Латеральные особенности испытуемых определялись с помощью "Карты латеральных признаков", включающей в себя критерии парциального доминирования по А.Р. Лурия (1969), также учитывались показатели пробы "перекрест" рук (ПППР) по А.Р. Лурия (1969), которые по данным ЭЭГ-исследований отражают парциальное доминирование контрлатеральных лобных отделов мозга (N. Sanako, 1982; В.А.Москвин, 2002). В выборке юношей было 17 человек с правыми ПППР и 18 – с левыми, а в выборке девушек было 20 человек с правыми ПППР и 24 – с левыми. В качестве психодиагностического инструмента использовался тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева, который представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, мире, об отношениях с миром. Жизнестойкость (hardiness) включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: "вовлеченность", "контроль", "принятие риска" и, собственно, интегральный показатель "жизнестойкость". Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствуют возникновению внутреннего перенапряжения в стрессовых ситуациях за счет более стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых (Д.А.Леонтьев, Е.И. Рассказова, 2006).

Гипотеза исследования предполагала, что у испытуемых с разными показателями парциального доминирования лобных отделов ( на основе диагностики показателей пробы А.Р. Лурия "перекрест рук") можно будет последить и разные особенности такого качества как "жизнестойкость". Статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрических критериев: критерия ϕ* – углового преобразования Фишера и критерия Вилкоксона-Манна-Уитни (использовалась система Statistika).

Сравнение усредненных данных показало, что испытуемые-юноши с левыми ПППР (по сравнению с правыми ПППР) обнаруживают более высокие показатели по шкале "вовлеченность" - 38,8 б. и 35,8 б. соответственно и по интегральному показателю "жизнесткойкость" - 90.3 б. и 85.8 б. соответственно (р < 0,05). По шкалам "контроль" и "принятие решений" достоверных различий выявлено не было. У девушек с левыми (n = 24) и правыми показателями ППР (n = 20) по всем шкалам теста жизнестойкости достоверных различий также выявлено не было, что может соответствовать общепринятому положению о билатеральной представленности высших психических функций у лиц женского пола.

Страницы: 1 2


Актуализация профессиональных способностей студентов в учебной изобразительной деятельности
Одним из направлений модернизации содержания отечественной системы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием является повышение качества подготовки будущих профессионалов. Практика показывает, что современный выпускник школы, став студентом, часто проявляет познавательную беспомощность. Одна из её причин кроется ...

Ведение
Мышление начинает работать тогда, когда возникает проблемная ситуация. Вначале нужно понять что, проблема существует. Человек, осознавший проблему, делает этим первый шаг к ее решению. От осознания и формулирования проблемы человек переходит к ее разрешению. Решение происходит с помощью тех или иных мыслительных операций, т.е. мышления ...

Как помочь эмоциональным детям?
Эмоциональное развитие ребёнка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже ещё раньше. Ведь хроническая усталость, семейные неурядицы и прочее уже подготовили «негативную почву» для эмоциональных проблем ребёнка. Процесс рождения, первые минуты, месяцы жизни определяют многое в эмоциональной сфере мальчика или девочки. И о ...