Некоторые механизмы негативного информационно-психологического воздействия на внешнеэкономическую деятельность государства
Страница 1

Материалы » Психология интеллекта в журналистике » Некоторые механизмы негативного информационно-психологического воздействия на внешнеэкономическую деятельность государства

Проблема обеспечения экономической безопасности России в информационно-психологической сфере в настоящее время все сильнее привлекает к себе внимание специалистов в сфере информационной безопасности. Масштабы угрозы отечественной экономике в этой сфере, а также уже нанесенный реальный урон безопасности страны столь велики, что выдвигают названную проблему в ряд наиважнейших.

В настоящее время мало изучены конкретные формы, методы, тактические приемы, используемые при осуществлении информационно-психологического воздействия (далее – ИПВ) на экономику отдельной страны, и не существует стратегии противодействия им. Представленный доклад содержит результаты исследования сути ИПВ на экономику, произведённого в рамках научно-исследовательской работы. При этом применялись следующие научные методы, методики и приемы: содержательный анализ работ авторов по исследуемой проблеме; тематический поиск данных; логико-семантический анализ терминологии по исследуемой тематике; анализ нормативных документов. В основу работы легло изучение зарубежного опыта проведения информационно-психологических операций, основной либо дополнительной целью которых являлось негативное воздействие на экономическую деятельность отдельных государств, а также опыт противодействия подобного рода операциям. В качестве такового автор счёл целесообразным избрать деятельность американских государственных и частных структур по оказанию посредством СМИ негативного ИПВ на экономику КНР весной-летом 2007 года.

Выбор США не случаен. Государственные структуры США при помощи СМИ в течение двух последних десятилетий последовательно проводят агрессивную политику в информационной сфере, целью которой блокирование или направление экономической информации в необходимое русло для получения экономического доминирования. Ими достигнуты существенные практические и теоретические результаты. Теория информационной войны, выработанная американскими учеными, получила официальное закрепление и развитие в целом ряде документов министерств и ведомств США.

Конфликт между США и КНР, заключающийся в обмене информационно-психологическими ударами, наблюдаемый весной-летом 2007 года является интересным с точки зрения изучения сущности ИПВ на внешнеэкономическую деятельность государства-оппонента. Конфликт назревал уже давно. Так, в период с 1989 г. по 2003 г., в связи с наплывом дешевых товаров из Китая, в США было потеряно 1,659 млн. рабочих мест. Кроме того, дефицит торгового баланса США с Китаем стремительно рос. Положительное сальдо торгового баланса Китая с США в конце 2005 года составляло $102,2 млрд. По состоянию на начало февраля 2007 года дефицит США в торговле с Китаем составлял уже $201,6 млрд. Американские экономисты и политики в связи с этим стали говорить об экономической экспансии Китая и необходимости незамедлительного принятия конкретных мер по исправлению ситуации.

15 февраля информационным агентством Прайм-ТАСС было распространено сообщение Администрации США о том, что США "использует все имеющиеся возможности" для исправления ситуации. Вскоре "возможности" были найдены и эффективно использованы. Состояли они в оказании на потенциальных покупателей, ИПВ с целью убедить их либо внушить им мысль о необходимости отказа от приобретения китайских товаров. В докладе подробно описываются действия конкретных ведомств США и КНР, а также подконтрольных им СМИ, рассматриваются формы и методы ИПВ, использованных сторонами конфликта, сопровождаемые конкретными примерами.

Исследования показали исключительную эффективность аппарата информационной войны США и продемонстрировало готовность руководства США к конфронтации даже с таким авторитетным в области информационно-психологических войн и сильным с экономической точки зрения государством, как КНР. При этом очевидным стали возможности США по мобилизации собственно американских (государственных и негосударственных), а также зарубежных СМИ для ведения информационно-психологических операций в сфере экономики.

Страницы: 1 2


Возникновение конфликтов: выбор стратегии реагирования
Одной из важнейших характеристик человека на организмическом уровне считается явление гомеостаза, которое в физиологическом смысле означает «совокупность скоординированных реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление постоянства внутренней среды организма»[1]. Эти реакции выполняют приспособительную функцию, ограничивая воздей ...

Введение.
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую бы значительную роль не играли социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете, главным её субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие организации состоят из реальных ...

Психологи, внесшие свой вклад в развитие социальную психологию
Естественно, что отчетливо обозначились магистральные направления: психология общения (О.В. Соловьева, Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков), психология малых групп (В.Б. Ольшанский, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский, Ю.П. Волков), психология межгрупповых отношений (В.С. Агеев), психология конфликта (А.И. Донцов, Ю.М. Бородкин, Н.В. Гришин), ...