Психологические аспекты профессионального восприятия в автоматизированных информационных системах
Эмпирическое исследование заключается в оценке перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем РС–банкинг. Решение задач по обозначенной проблеме осуществлялось посредством следующего методического аппарата: экспериментальное исследование объема зрительного восприятия осуществлялось по модифицированной методике Т.П.
Зинченко; точность идентификации зрительного стимула определялась по эталону памяти, а скорость обнаружения зрительного стимула выявлялась опытным путем (данные методики адаптированы к условиям профессиональной деятельности операторов РС-банкинга автоматизированной банковской системы); выявление индивидуальных особенностей восприятия по характеристике полезависимость-поленезависимость - тест "Включенные фигуры" К.Готтшальдта. В эксперименте приняло участие 170 испытуемых.
В результате исследования выявлено:
Наибольшее количество операторов затрачивали на обнаружение указанной в инструкции информации от 2,0 до 3,0 с., а наименьшее количество операторов от 10,1 до 11,0 с. По результатам исследования установлено среднее время обнаружения зрительного стимула, которое составляет для испытуемых с высокой скоростью обнаружения - 3,77 с., а для испытуемых с низкой скоростью - 7,48. Также установлено, что показатели скорости обнаружения зрительного стимула операторов автоматизированных информационных систем имеют тенденцию к увеличению с ростом профессионального опыта работы и уровнем квалификации.
Объем зрительного восприятия обусловлен уровнем квалификации, опытом профессиональной работы. По полученным результатам можно утверждать, что объем зрительного восприятия операторов автоматизированных информационных систем носит профессионально обусловленный характер. Предположение о том, что объем зрительного восприятия влияет на показатели решения перцептивных задач подтвердилось частично и установлено, что объем зрительного восприятия влияет на показатели точности идентификации зрительного стимула.
Анализ психологического содержания профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем и экспериментальное исследование перцептивной составляющей профессиональной деятельности позволяют сделать обоснованные выводы о том что, особенности восприятия обусловлены операционально-исполнительным составом профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем. Элементы автоматизированной информационной системы, используемые в деятельности оператором, при получении, преобразовании информации и пр., влияют на исследуемые параметры восприятия, а именно на объем зрительного восприятия и показатели решения перцептивных задач. Таким образом, развитие информационных технологий, расширение сфер их эксплуатации в банковской области предполагает формирование устойчивых психических новообразований, обусловленных воздействием и содержанием профессиональной деятельности. Применение автоматизированных информационных технологий упрощает профессиональные функции субъекта труда и, тем самым, способствует ускорению исполнительной части и увеличению производительности труда, приводит к изменениям психофизиологических процессов, а именно, характеристик перцептивной составляющей.
Метод интервью
Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану. ...
Клинические проявления
Проявления крайне разнообразны. Они включают следующие нарушения.
Нарушение общения
Нарушения речи
Аффективные нарушения.
Особенности познавательной деятельности
Нарушение двигательных навыков
Особенности игровой деятельности
Пищевое поведение и сон
Нарушение влечений ...
Актуальность, цели и задачи теста.
1. Развить творческое отношение к жизни.
2. Определить творческий потенциал.
3. Выбрать подходящую профессию.
4. Активизировать интеллект.
5. Развить фантазию.
6. Организовать четкое мышление.
7. Развить предприимчивость.
8. Развить способность вступать в первый контакт.
9. Развить коммуникабельность.
10. Прогнозировать развити ...