Особенности творческой личности современного студентаСтраница 1
Студенчество представляет собой особую социальную группу, характеризующуюся рядом специфических черт. Эти специфические характеристики ставят вопрос о необходимости совершенствования научного подхода к управлению процессом становления молодого специалиста, постановки и решения ряда социально-психологических задач. Одной из первоочередных задач, связанных с совершенствованием управления процессом становления специалиста, является переход к интенсивным методам подготовки будущих специалистов, направленных на обучение преимущественно навыкам творческого мышления. Это связано с тем, что творчество – это процесс создания чего либо, где ключевую роль играет создатель или субъект творчества. Поэтому лишь при условии развития креативности в процессе получения профессиональных знаний, объект обучения постепенно становится способным стать субъектом обучения, а, следовательно, и субъектом собственной жизни.
Несмотря на давний интерес психологов к изучению творчества и креативности, единого представления о природе, структуре творческих способностей до сих пор нет. В исследовании мы анализируем проявления креативности во взаимосвязи с феноменом «самоактуализация», самооценкой и локусом контроля, выражающимся в степени ответственности человека за то, что происходит в его жизни и определяющим способом интерпретации причин значимых событий.
Выявлена значимая корреляционная связь между образной креативностью и самооценкой внешности (r=0,20; p<0,01). Чем выше образная креативность у студентов, тем выше они оценивают собственную внешность и удовлетворены ею. Внешность – это образ, который является косвенным отражением внутренних психологических особенностей человека. Формирование внешнего облика – это преднамеренный или стихийный процесс. Но даже если человек сам активно формирует свой внешний образ, ему бывает сложно ответить на вопрос, почему он выбрал тот или иной элемент образа, и какие психологические особенности способствовали этому выбору. Данная корреляционная связь позволяет предположить, что люди с высокой образной креативностью уделяют большее внимание формированию своей внешности и более тщательно выбирают элементы внешнего образа, что способствует раскрытию их индивидуальности.
Сравнение с помощью метода углового преобразования Фишера показало, что студенты с высокой вербальной креативностью значимо отличаются от низкокреативных по параметру «самооценка». Они высоко оценивают свои умственные способности (ϕ=2,27;р<0,02), силу характера (волевые качества) (ϕ=2,53;р<0,01) и авторитет среди сверстников (ϕ=2,39;р<0,01). Вероятно, самооценка их творческих способностей также будет высокой, поскольку для того, чтобы быть творческим необходимо считать себя таковым.
Обнаружено, что студенты с высокой вербальной и образной креативностью склонны проявлять интернальность в межличностных отношениях (ϕ=2,00;р<0,03; ϕ=1,84;р<0,05). Они считают себя способными контролировать свои неформальные отношения с другими людьми. Получается, что в ситуации неприятия или отвержения со стороны группы, некоторые студенты с высокой образной креативностью будут способны принять данную позицию и сознательно находиться в числе отвергаемых, поскольку их внутренние особенности идут в разрез с групповыми нормами и правилами. В этом случае можно говорить о социальной смелости высококреативных студентов.
Обнаружено, что самоактуализация тесно связана с интернальным локусом контроля. Следовательно, самоактуализирующиеся студенты считают, что большинство значимых событий их жизни происходит в результате влияния их собственных действий. Они чувствуют себя ответственными за происходящие события в области достижений, неудач, в области семейных, межличностных и производственных отношений.
Эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни
Первое полугодие жизни
. Основным психологическим новообразованием, складывающимся как продукт ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми.
Аффективно-личностные связи служат основой для становления личности ребенка в первом полугодии и залогом его дальнейшег ...
Разработка стратегии исследования совместной деятельности
Как отечественные, так и зарубежные психологи ставят три основных вопроса при изучении роли совместной деятельности в психическом развитии ребенка. Первое - что происходит с более умным сверстником в ситуации сотрудничества со сверстником меньшего культурного уровня развития, второе - как выстроить ситуацию, при которой способ решения з ...
Особенности развития социального интеллекта детей 9 - 10 лет
Отечественными и зарубежными учёными были раскрыты в изучении социального интеллекта многие общие закономерности. Однако возрастные аспекты развития социального интеллекта и проблема взаимосвязи социального интеллекта и психических процессов личности изучены пока недостаточно, наука находится лишь на подступах к решению этих сложных про ...