Построение модели психологического сопровождения в условиях модернизации высшего образования
Страница 1

Материалы » Связь типа учебного заведения с мотивацией студента в условиях реформы » Построение модели психологического сопровождения в условиях модернизации высшего образования

В качестве теоретической основы для построения модели психологического сопровождения в вузе (психологической службы) можно рассматривать модульный и системный подходы, а также принципы сетевого взаимодействия и вариативности.

Как отмечает Б.Ф. Ломов, системный подход - это наиболее общий научный метод решения как теоретических, так и практических проблем. Распространение системного подхода в психологии, не в последнюю очередь связано с разработкой П.К. Анохиным теории функциональных систем.

Применение системного подхода позволяет рассмотреть проблему психологического сопровождения образования в более широком контексте через анализ образовательной среды университета. В образовательной среде учебного заведения психологическая служба, как неотъемлемый элемент общей системы, призвана выполнять двуединую задачу: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, и обеспечение психологической безопасности образовательной среды в целом.

Характер и степень взаимосвязи всех структурных элементов высшего образования, в том числе и психологической службы, определяет использующийся сетевой подход в образовании и воспитании, который представляет собой – децентрализацию управления системой образования, гибкость взаимодействия образовательных институтов, образовательных учреждений между собой и с органами управления образованием. Психологическая служба является органичным компонентом системы высшего профессионального образования и существует в неразрывной связи с остальными её элементами.

Исходя из того, что модель психологической сопровождения высшего учебного заведения должна быть динамичной, вариативной, иметь возможность постоянной корректировки в соответствии с изменениями в образовательной среде и вне её пределов, степень сложности и детализации модели может быть существенно ограничена.

Организация системы модулей психологического сопровождения по сетевому принципу – это их устройство в соответствии с нормами соорганизации в постиндустриальном, информационном обществе. Именно сетевая форма может обеспечивать психологическую содержательность образовательной траектории обучающегося. В данном контексте, самоопределение, самопроектирование и самоорганизация становятся не случайным, а психолого–педагогически проектируемым эффектом образования и его психологического компонента.

При модульном подходе служба психологического сопровождения может рассматриваться как упорядоченная организация функциональных модулей, объединенных в более крупные структуры – блоки, которые взаимодействующих между собой по сетевому способу. В данном контексте модуль - часть технологии психологического сопровождения в образовательном учреждении, обеспечивающая реализацию некоторой жизненно важной, полезной функции или группы близких функций конкретного психологического сопровождения или самого учебного заведения.

Модуль включает специфические методики, работы и процедуры.

Исходя их функций психологической службы высшего образования, можно выделить четыре основные блока:

· Блок работы со студентами.

· Блок работы с профессорско-преподавательским составом.

· Блок научной работы.

· Блок административной работы.

Объединение модулей в блоки служит объединению частных интересов в общую психологическую цель – изучение, раскрытие, психокоррекция индивидуально – психологических особенностей учащихся, помощь в их саморазвитии и самовоспитании., а так же позволяет проводить адресную работу с отдельными группами участников образовательного процесса для более эффективной психологической поддержки и обеспечивает возможность гибкой перестройки содержания сопровождения в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого или отдельных категорий обучаемых.

Данная система является гибкой и открытой для постоянного расширения состава модулей. Более того, она обеспечивает функцию «отслеживания» и включения новых модулей, модернизации и расширения существующих, исключения устаревших.

Описанный подход, обеспечивая большую индивидуализацию и вариативность при взаимодействии со всеми потребителями психологической помощи в системе высшего профессионального образования, содействует развитию профессионально-значимых качеств личности в соответствии с прогностической моделью специалиста каждого образовательного уровня, позволяет учитывать особенности избранной учащимся образовательной траектории.

Страницы: 1 2


Потребность в уважении
Все люди в современном обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной и достаточно высокой самооценке. Она всегда опирается на признание и уважение со стороны окружающих. Человек комфортно себя чувствует только в том социальном окружении, которое поддерживает в нем чувство собственного достоинства и высокую самооценку. Удовлетво ...

Концепция пенитенциарной школы
Введение По данным министерства юстиции России, на 1 января 2002 года в исправительных учреждениях страны находилось 1 млн. 200 тыс. человек. Это при населении страны 145 млн. человек. Если учесть , что столько же людей сидели в тюрьмах СССР в 1937 году, когда население страны достигало 189 млн. человек, легко представить масштабы соц ...

Подростковый возраст
Подростковый возраст (11 – 12 – 15 лет) часто называют переходным. Происходят резкие перемены в физиологических и психических сферах. Те изменения, что происходят в общем развитии подростка, помогают ему решать такие задачи, которые не мог решать младший школьник. И в то же время эти изменения приводят к замкнутости подростка. Взрослые ...