Построение модели психологического сопровождения в условиях модернизации
высшего образованияСтраница 1
В качестве теоретической основы для построения модели психологического сопровождения в вузе (психологической службы) можно рассматривать модульный и системный подходы, а также принципы сетевого взаимодействия и вариативности.
Как отмечает Б.Ф. Ломов, системный подход - это наиболее общий научный метод решения как теоретических, так и практических проблем. Распространение системного подхода в психологии, не в последнюю очередь связано с разработкой П.К. Анохиным теории функциональных систем.
Применение системного подхода позволяет рассмотреть проблему психологического сопровождения образования в более широком контексте через анализ образовательной среды университета. В образовательной среде учебного заведения психологическая служба, как неотъемлемый элемент общей системы, призвана выполнять двуединую задачу: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, и обеспечение психологической безопасности образовательной среды в целом.
Характер и степень взаимосвязи всех структурных элементов высшего образования, в том числе и психологической службы, определяет использующийся сетевой подход в образовании и воспитании, который представляет собой – децентрализацию управления системой образования, гибкость взаимодействия образовательных институтов, образовательных учреждений между собой и с органами управления образованием. Психологическая служба является органичным компонентом системы высшего профессионального образования и существует в неразрывной связи с остальными её элементами.
Исходя из того, что модель психологической сопровождения высшего учебного заведения должна быть динамичной, вариативной, иметь возможность постоянной корректировки в соответствии с изменениями в образовательной среде и вне её пределов, степень сложности и детализации модели может быть существенно ограничена.
Организация системы модулей психологического сопровождения по сетевому принципу – это их устройство в соответствии с нормами соорганизации в постиндустриальном, информационном обществе. Именно сетевая форма может обеспечивать психологическую содержательность образовательной траектории обучающегося. В данном контексте, самоопределение, самопроектирование и самоорганизация становятся не случайным, а психолого–педагогически проектируемым эффектом образования и его психологического компонента.
При модульном подходе служба психологического сопровождения может рассматриваться как упорядоченная организация функциональных модулей, объединенных в более крупные структуры – блоки, которые взаимодействующих между собой по сетевому способу. В данном контексте модуль - часть технологии психологического сопровождения в образовательном учреждении, обеспечивающая реализацию некоторой жизненно важной, полезной функции или группы близких функций конкретного психологического сопровождения или самого учебного заведения.
Модуль включает специфические методики, работы и процедуры.
Исходя их функций психологической службы высшего образования, можно выделить четыре основные блока:
· Блок работы со студентами.
· Блок работы с профессорско-преподавательским составом.
· Блок научной работы.
· Блок административной работы.
Объединение модулей в блоки служит объединению частных интересов в общую психологическую цель – изучение, раскрытие, психокоррекция индивидуально – психологических особенностей учащихся, помощь в их саморазвитии и самовоспитании., а так же позволяет проводить адресную работу с отдельными группами участников образовательного процесса для более эффективной психологической поддержки и обеспечивает возможность гибкой перестройки содержания сопровождения в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого или отдельных категорий обучаемых.
Данная система является гибкой и открытой для постоянного расширения состава модулей. Более того, она обеспечивает функцию «отслеживания» и включения новых модулей, модернизации и расширения существующих, исключения устаревших.
Описанный подход, обеспечивая большую индивидуализацию и вариативность при взаимодействии со всеми потребителями психологической помощи в системе высшего профессионального образования, содействует развитию профессионально-значимых качеств личности в соответствии с прогностической моделью специалиста каждого образовательного уровня, позволяет учитывать особенности избранной учащимся образовательной траектории.
Память
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его п ...
Факторы интеллектуального развития
Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, т.е. от генетических и иных врожденных факторов, и от окружающей среды – с другой.
Генетические факторы представляют тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от своих родителей. Об этих генетических факторах почти ничего ...
Вывод
Таким образом, данный проект показал, что внутриличностный конфликт, как и всякий другой, не возникает на «пустом месте». Человек живет в социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в различных направлениях. В данной проектной работе на примере показана конкретная ситуация конфликта, по ...