Консультирование по проблемам подросткового возраста

Материалы » Особенности психологического консультирования детей подросткового возраста » Консультирование по проблемам подросткового возраста

Консультирование по проблемам данного возраста отличается тем, что сам подросток впервые становится клиентом – субъектом обращения в психологическую консультацию, причем он может даже не сообщать об этом родителям (Бруменская Г.В., 2002).

Особенностями психологического консультирования семьи с подростками являются (Олифирович Н.И., 2006):

1. Нередкое отсутствие мотивации у подростка, пришедшего на консультацию с родителями, когда он не знает, зачем его привели.

2. Чаше всего причиной существующих проблем родители видят только самого подростка, который выступает в роли идентифицированного пациента. Между тем семья является целостной системой, и нарушения поведения подростка маркируют дисфункциональность всей семьи.

На первичный прием приглашается родитель, обратившийся за психологической помощью. В дальнейшем работа может вестись следующим образом (Олифирович Н.И., 2006):

- в рамках семейного консультирования (при осознании родителями трудностей, связанных с взрослением ребенка);

- отдельно с родителем и ребенком (при наличии у ребенка трудностей вне семьи);

- отдельно с родителем и ребенком с переходом в их совместное консультирование (в случае утраты доверия между родителем и ребенком);

- с родителем (при выявлении у него самого психологических проблем)

- с родителем (родителями) (при полной потере доверия между родителями и подростком, когда ребенок не идет на консультацию).

Важной задачей на начальном этапе консультирования является установление контакта с подростком и мотивирование его на участие в работе. В основе работы с подростком должны лежать партнерские отношения (Олифирович Н.И., 2006).

Отличительные особенности консультирования детей подросткового возраста и их родителей (Бруменская Г.В., 2002):

1) Психолог должен исходить из психологических нормативных задач возраста (задачи самоопределения в трех сферах – сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной), социальной).

2) Психологу необходимо смотреть на ситуацию глазами подростка.

3) При консультировании диады родитель-подросток действуют многие особенности, характерные для консультирования супружеской пары (такие как наглядность проблем в паре, возможность использования техник, связанных в совместной деятельностью пары, более серьезная мотивация на работу, нарушение всей работы при нежелании работать одного человека из пары и другие).

4) Важность анализа случая через призму индивидуального жизненного пути ребенка (учет прошлого и будущего ребенка, генетически заданного и культурного, особенностей прохождения возрастных кризисов и др.). Психологические трудности в настоящем - отдаленное следствие особенностей прохождения предыдущих возрастов. Такое следствие труднее поддается восстановлению в условиях консультирования.

5) Психолог значительно большее, чем в предыдущих возрастах, внимание уделяет зарождающейся сексуальности подростка. Психологу-консультанту впервые приходится вести себя с подростком, как с нарождающимся мужчиной или женщиной.


Семья как фактор формирования эмпатии
Успешное эмоциональное развитие ребёнка зависит от условий общения со взрослыми людьми. В основе развития эмпатии, усвоения морально-нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребёнка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей со взрослыми и, прежде всего, с родителями. Анализ психологической литературы позволяе ...

Теория А.Н. Леонтьева
А.Н. Леонтьев (1903—1979) своей теорией о роли предметной деятельности в становлении личности многое сделал и для понимания внутриличностного конфликта. Согласно его теории, содержание и сущность внутриличностного конфликта обусловлены характером структуры самой личности. Эта структура в свою очередь детерминирована объективно противор ...

Позитивные и негативные функции конфликта и возможные результаты
Ниже представлены более конкретные функции конфликта и его возможные последствия: 1. Позитивные (конструктивные) функции конфликта: Выявление противоречий в системе (на уровне переживания и осознания). Снятие напряжения во взаимосвязи, во взаимоотношениях между различными составляющими системы (между людьми, между различными ценностн ...