Методика исследования эмоционального состояния.Страница 1
Автор:
по Э. Т. Дорофеевой.
Апробация:
Цель:
оценка эмоционального состояния ребёнка.
Стимульный материал:
три карточки разного цвета (красная, синяя, зелёная) размером 7/7 см.
Ход обследования:выявляется изменение чувствительности по трём основным цветам, что связано с изменением эмоционального состояния. Процедура повторяется три раза. При первом предъявлении ребёнку говорят: «Посмотри внимательно. Перед тобой лежат три карточки разного цвета – красная, синяя и зелёная. Выбери из них ту, которая тебе больше нравится». Когда выбор сделан, ребёнка спрашивают: «А теперь какую ты выберешь по цвету?». Третья, последняя карточка, также фиксируется в протоколе. При втором и третьем предъявлении инструкция не изменяется: «Выбери из трёх предложенных тебе карточек ту, которая тебе больше всего нравится по цвету. А из этих двух оставшихся какая больше нравится?»
По результатам обследования заполняется протокол на каждого ребёнка.
Обработка данных.
Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности.
№ п/п |
Порядок расположения цветов |
Название эмоционального состояния |
Характеристика эмоционального состояния |
1 |
К – З – С |
Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения (АВ). |
Диапазон изменений от переживания, чувства нетерпения, возмущения до состояния гнева, ярости. В клинике у психически больных (дисфория). |
2 |
К – З – С |
Переживание состояния функционального возбуждения (ФВ). |
Эмоции, связанные с удовлетворением потребности. Диапазон – от переживания чувства удовлетворения до восторга. Доминирование положительных эмоций. |
3 |
З – К – С |
Состояние функциональной расслабленности (ФР). |
Отсутствие выраженных переживаний. Оценивается человеком как спокойное состояние, устойчивое, самое оптимальное для реализации человеческих отношений, контактов, различных видов деятельности, где не требуется напряжения. |
4 |
З – С – К |
Состояние функциональной напряжённости, настороженности (ФН). |
Ориентировочные реакции характеризуются повышением внимания, активностью, встречаются в тех ситуациях, где требуется проявление подобных качеств. Оптимальный вариант функциональной системы. |
5 |
С – З – К |
Состояние функционального торможения (ФТ). |
Неудовлетворение потребностей (печаль, тоскливость, напряжённость): от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги. Полярно ФВ. Доминирование отрицательных эмоций. Перенапряжение всех систем организма. |
6 |
С – К – З |
Состояние аффективного торможения (АТ). |
Встречается в основном в клинике при глубоких экзогенных депрессиях. Диапазон: от состояния растерянности, психического дискомфорта до страха. Полярно АВ. Доминирование сильных отрицательных эмоций. |
Соответствие эмоционального состояния типу сдвига цветовой чувствительности.
Сдвиги цветов |
Названия сдвигов |
Характеристика эмоций |
К – С – З К – З – С |
Аффективное возбуждение (АВ). Функциональное возбуждение (ФВ). |
Положительные эмоциональные состояния (+) |
З – К – С З – С – К |
Функциональная расслабленность (ФР). Функциональная напряжённость, настороженность (ФН). |
Нейтральные эмоциональные состояния (*) |
С – З – К С – К – З |
Функциональное торможение (ФТ). Аффективное торможение (АТ). |
Отрицательные эмоциональные состояния (-) |
Заключение.
Человека в толпе характеризуют следующие черты:
Анонимность. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной то ...
Типичные проблемы, возникающие в подростковом возрасте
Проблемы, возникающие у подростков, чаще всего касаются (Олифирович Н.И., 2006): взаимоотношений в группе сверстников; взаимоотношений с лицами противоположного пола; взаимоотношений с родителями; взаимоотношений с учителями; вопросов осознания собственной личности; трудностей в учебе; необходимости найти выход из какой-либо затруднител ...
Детско-родительское взаимодействие
Целью исследования является изучение связи детско-родительских отношений и отношений со сверстниками с формированием автономии в подростковом возрасте. В исследовании приняли участие 455 подростков 13-16 лет. С помощью кластерного анализа было выделено пять групп подростков с различным характером процесса формирования автономии и различ ...