Теоретические проблемы правовой и криминальной психологии
Страница 1

Материалы » Теоретические проблемы правовой и криминальной психологии

Жизнедеятельность человека в обществе регулируется социально-нормативными механизмами – социальными нормами и социальным контролем. В этом механизме одно из центральных мест занимает право, правовое регулирование – упорядочение общественных отношений путем обязательного подчинения поведения субъектов этих отношений государственно санкционированным правовым нормам. Отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности и психическую регуляцию человеком своего правозначимого поведения называется правовой психологией. Как нужно правильно носить медицинскую маску.

Правовой психологией называется и раздел юридической психологии, который изучает психологические аспекты правопонимания, правотворчества, формирования индивидуального, группового и общественного правового сознания, правовой социализации личности и ее правоисполнительного поведения.

Право, правовая культура – историческое достижение цивилизации в области социо-нормативной регуляции жизнедеятельности общества. Аксиоматические постулаты права формировались в глубокой древности. С развитием общечеловеческой культуры социальные ценности все более интегрировались в праве. В цивилизованном обществе само право стало базовой социальной ценностью. Развитое право демократично. Оно ограничивает власть государства в пользу граждан. Но и гражданин в правовом государстве становится способным к высокой гражданской саморегуляции своего поведения – оно становится правоприменительным. Такое поведение требует развитого правосознания, правового воспитания. Установка общественного и индивидуального сознания на правовые ценности – основа правореализации. Для этого необходимо понимание и интернализация права как основной базовой социальной ценности.

Право в цивилизованном обществе обеспечивает свободу личности от произвольных установлений, ее возможность самостоятельно проявлять свою социальную ответственность, не зависеть от диктата власти в проявлении своей человеческой сущности. От правопонимания – трактовки сущности права, отношения общества к праву – зависит состояние законности и правопорядка в данном обществе.

Право – это общеобязательный, общечеловеческий масштаб поведения. Нормативным выражением права является правовой закон. В правовом государстве верховенство принадлежит не закону вообще, а правовому закону, закону, несущему в себе социальное благо. Для определения этого качества закона необходимо соотнести его содержание с общемировой практикой законотворчества, учитывать мировые демократические стандарты. Каждая принимаемая законодателем норма должна подвергаться социальной экспертизе, оцениваться с позиции ее соответствия актуальным потребностям общества, социально-психологическим механизмам взаимодействия людей, возможностям массового поведения. Закон должен адекватно отражать то явление общественной жизни, которое он призван урегулировать.

В правовой регуляции существенную роль играют средства воздействия на массовое правосознание, научно обоснованный прогноз поведения человека при различных правовых ситуациях. Законодатель должен адекватно отражать актуальные потребности социального развития общества, учитывать социально-психологические особенности функционирования личности. Престиж права зависит от соответствия законодательства как интересам общества, так и отдельной личности. Однако и сама личность должна быть подготовлена к правоусвоению и правореализации, обладать необходимой общей и правовой социализацией.

Социальная адаптация – активное социально положительное приспособление индивида к условиям социальной среды.

Приспособление к социальной среде имеет свои разновидности, оно может быть и социально не адаптированным. Приспособленным к условиям жизни может быть и ловкий карьерист, и изворотливый политический деятель, и практически смышленый делец.

Социальная адаптированность трактуется нами как социально положительное поведение: все проявления асоциальности и тем более – антисоциальность – проявления социальной дезадаптации.

В «подвале» человеческой психофизиологии лежат могучие «ангельские» и «сатанинские» резервы. Поведение человека зависит от того, какие выводы этим резервам будут предуготовлены социальной средой. От того, сумеет ли эта среда блокировать потенциально опасные для нее проявления человеческих страстей, желаний и влечений зависит вся жизнедеятельность общества. Обществу необходима сублимация (от лат. sublimare – возносить), вознесение инстинктивных форм психики на социально приемлемый уровень. Такова одна из основных задач социализации индивида.

В результате наших исследований приходим к выводу: социализация – овладение личностью механизма социальной саморегуляции, самоподчинение личности социальным требованиям, ее переход от внешней детерминации (команд, приказов, инструкций) к внутренней социально ориентированной самодетерминации.

Страницы: 1 2 3 4 5


Влияние индивидуально-типологических особенностей на восприятие студентами образовательной среды педагогического ВУЗа
Целью исследования явилось выявление особенностей восприятия образовательной среды студентами. Мы предполагаем, что восприятие студентами образовательной среды зависит от влияния индивидуально-типологических особенностей личности. Анализ и обобщение научно-методической литературы. Психодиагностическая методика В.М. Русалова (опросник фо ...

Потребность в уважении
Все люди в современном обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной и достаточно высокой самооценке. Она всегда опирается на признание и уважение со стороны окружающих. Человек комфортно себя чувствует только в том социальном окружении, которое поддерживает в нем чувство собственного достоинства и высокую самооценку. Удовлетво ...

Типизация и формы профессиональной деятельности
Для выполнения работы подобного рода требуются квалифицированные специалисты, получившие специальное образование. Не любая деятельность психолога на предприятии является профессиональной с точки зрения характера выполняемой им работы, хотя он и использует запас приобретенных и накопленных им знаний. часто применялся термин «психологичес ...