Типы темперамента
Страница 1

При характеристике нейродинамических свойств индивида уже говорилось об известных еще со времен Гиппократа типах темперамента. Однако наряду с этими хорошо известными типами существуют и другие, может быть менее известные, но весьма примечательные типологии.

Авторами одной из них являются голландские психологи Г. Хейманси и Е. Вирсма. Разработав специальный опросник, содержащий 90 вопросов, они исследовали 2500 взрослых и детей, в результате чего сумели выделить три биполярные характеристики темперамента.

Эмоциональность – отсутствие эмоциональности, характеризующее частоту и силу эмоциональных реакций человека.

Активность – пассивность (в труде, учебе, досуге).

Первичность – вторичностъ. Люди с развитой первичной функцией сильно и немедленно реагируют на стимулы внешней среды, причем эффект этих реакций быстро угасает. У людей с выраженной вторичной функцией первоначальная реакция на раздражитель слабая, а эффект в дальнейшем усиливается и сохраняется длительное время. Можно провести параллель между первичной функций и экстраверсией и вторичной функций и интроверсией.

В результате комбинирования этих трех характеристик темперамента можно получить восемь различных типов темперамента (см. табл. 1).

Авторами двух других теорий темперамента являются известные исследователи в области интеллекта Дж. Гилфорд и Л. Терстоун.

Дж. Гилфорд предложил 13-ти факторную теорию темперамента, которую он разрабатывал в течение 20 лет. Он выделил следующие факторы:

Таблица 1 Типология темпераментов по Г. Хеймансу и Е. Вирсме

Эмоциональность

Активность

Первичная (П) или вторичная (В) функция

Темперамент

+

-

П

нервный

+

-

В

сентиментальный

+

+

П

очень деятельный,

+

+

В

страстный

-

+

П

сангвиник

-

+

В

флегматик

-

-

П

аморфный, беспечный

-

-

В

апатичный

Общая активность. Индивид энергичен, быстро двигается и быстро работает, предприимчив и иногда импульсивен.

Доминантность. Индивид настойчив, ищет возможности стать лидером, не боится социальных контактов, открыто выражает свои мысли.

Мужество. Преобладают типично мужские интересы (как профессиональные так и повседневные), умеет скрывать свои чувства, не поддается страху, не вызывает симпатий у окружающих.

Уверенность в себе. Индивид полагается на себя, уравновешен в общении, удовлетворен своим положением, не замыкается в себе.

Спокойствие (самообладание). Человек спокоен, бодр, умеет быстро сосредотачиваться на проблеме, не подвержен утомлению и раздражительности.

Общительность. Человек склонен к общению, не робок, не застенчив, не ищет уединения.

Рефлексивность. Человек задумчив, склонен к самоанализу, любознательности, анализу других людей.

Депрессия. Эмоциональная и физическая подавленность, тревога и страх, настроение изменчиво.

Эмоциональность. Легко возбудимые, устойчивые во времени, но весьма поверхностные и инфантильные эмоции.

Сдержанность. Человек хорошо владеет собой, скорее серьезен, чем беззаботен, с развитым чувством ответственности.

Беспристрастность. Человек объективно и реалистично подходит к проблемам, чуток к изменениям в отношении окружающих, не склонен к подозрительности, впечатлителен.

Страницы: 1 2


Психофизиологические основы обучения
Проблема оптимизации обучения – центральная для педагогики. Многочисленные школы и концепции обучения отражают непрерывный поиск и усилия, предпринимаемые педагогами и психологами в этом направлении. Однако существует чисто психофизиологический аспект решения данной проблемы. В настоящее время управление процессом обучения осуществляетс ...

Каузальная атрибуция
Атрибутивная теория является теорией, пытающиеся объяснить, как люди дают логические объяснения ответов на вопросы, начинающиеся с «почему». Это касается той информации, которую они используют, устанавливая причины и связи, и того, что они делают с этой информации, для ответа на вопрос о причинах. Помимо этих проблем социального восприя ...

Условия и средства развития способности к рефлексии при подготовке к профессиональной деятельности
Проектирование новых форм обучения многими исследователями связывается с задачами целенаправленного формирования рефлексии. Проблема определения условий становления рефлексии в учебной деятельности в этой связи все чаще выступает предметом изучения, а разработка средств ее формирования приближает практическую возможность управления разв ...