Типы темпераментаСтраница 1
При характеристике нейродинамических свойств индивида уже говорилось об известных еще со времен Гиппократа типах темперамента. Однако наряду с этими хорошо известными типами существуют и другие, может быть менее известные, но весьма примечательные типологии.
Авторами одной из них являются голландские психологи Г. Хейманси и Е. Вирсма. Разработав специальный опросник, содержащий 90 вопросов, они исследовали 2500 взрослых и детей, в результате чего сумели выделить три биполярные характеристики темперамента.
Эмоциональность – отсутствие эмоциональности, характеризующее частоту и силу эмоциональных реакций человека.
Активность – пассивность (в труде, учебе, досуге).
Первичность – вторичностъ. Люди с развитой первичной функцией сильно и немедленно реагируют на стимулы внешней среды, причем эффект этих реакций быстро угасает. У людей с выраженной вторичной функцией первоначальная реакция на раздражитель слабая, а эффект в дальнейшем усиливается и сохраняется длительное время. Можно провести параллель между первичной функций и экстраверсией и вторичной функций и интроверсией.
В результате комбинирования этих трех характеристик темперамента можно получить восемь различных типов темперамента (см. табл. 1).
Авторами двух других теорий темперамента являются известные исследователи в области интеллекта Дж. Гилфорд и Л. Терстоун.
Дж. Гилфорд предложил 13-ти факторную теорию темперамента, которую он разрабатывал в течение 20 лет. Он выделил следующие факторы:
Таблица 1 Типология темпераментов по Г. Хеймансу и Е. Вирсме
Эмоциональность |
Активность |
Первичная (П) или вторичная (В) функция |
Темперамент |
+ |
- |
П |
нервный |
+ |
- |
В |
сентиментальный |
+ |
+ |
П |
очень деятельный, |
+ |
+ |
В |
страстный |
- |
+ |
П |
сангвиник |
- |
+ |
В |
флегматик |
- |
- |
П |
аморфный, беспечный |
- |
- |
В |
апатичный |
Общая активность. Индивид энергичен, быстро двигается и быстро работает, предприимчив и иногда импульсивен.
Доминантность. Индивид настойчив, ищет возможности стать лидером, не боится социальных контактов, открыто выражает свои мысли.
Мужество. Преобладают типично мужские интересы (как профессиональные так и повседневные), умеет скрывать свои чувства, не поддается страху, не вызывает симпатий у окружающих.
Уверенность в себе. Индивид полагается на себя, уравновешен в общении, удовлетворен своим положением, не замыкается в себе.
Спокойствие (самообладание). Человек спокоен, бодр, умеет быстро сосредотачиваться на проблеме, не подвержен утомлению и раздражительности.
Общительность. Человек склонен к общению, не робок, не застенчив, не ищет уединения.
Рефлексивность. Человек задумчив, склонен к самоанализу, любознательности, анализу других людей.
Депрессия. Эмоциональная и физическая подавленность, тревога и страх, настроение изменчиво.
Эмоциональность. Легко возбудимые, устойчивые во времени, но весьма поверхностные и инфантильные эмоции.
Сдержанность. Человек хорошо владеет собой, скорее серьезен, чем беззаботен, с развитым чувством ответственности.
Беспристрастность. Человек объективно и реалистично подходит к проблемам, чуток к изменениям в отношении окружающих, не склонен к подозрительности, впечатлителен.
Психофизиологические основы обучения
Проблема оптимизации обучения – центральная для педагогики. Многочисленные школы и концепции обучения отражают непрерывный поиск и усилия, предпринимаемые педагогами и психологами в этом направлении. Однако существует чисто психофизиологический аспект решения данной проблемы. В настоящее время управление процессом обучения осуществляетс ...
Каузальная атрибуция
Атрибутивная теория является теорией, пытающиеся объяснить, как люди дают логические объяснения ответов на вопросы, начинающиеся с «почему». Это касается той информации, которую они используют, устанавливая причины и связи, и того, что они делают с этой информации, для ответа на вопрос о причинах. Помимо этих проблем социального восприя ...
Условия и средства развития способности к рефлексии при подготовке к профессиональной деятельности
Проектирование новых форм обучения многими исследователями связывается с задачами целенаправленного формирования рефлексии. Проблема определения условий становления рефлексии в учебной деятельности в этой связи все чаще выступает предметом изучения, а разработка средств ее формирования приближает практическую возможность управления разв ...