Связь способности к обману и распознаванию обмана с социальным интеллектом,
мотивационным профилемСтраница 1
Планомерное научное осмысление обмана, как неотъемлемого атрибута человеческой жизни, началось лишь в ХХ веке, и за этот период накопился большой объем теоретического и практического материала. Несмотря на это, феномен обмана остается одним из самых сложных и запутанных в психологической науке. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, за долгое время изучения появилось крайне мало “жизнеспособных” психологических теорий обмана, так же сложности создает отсутствие единого мнения по поводу классификации актов обмана и лжи. Во-вторых, при психологическом исследовании обмана серьезной сложностью является его диагностика. Причиной первой сложности является то, что результаты многочисленных психологических исследований часто невозможно подвести к единому знаменателю, при этом результаты, зачастую противоречат друг другу. Становится очевидно, что для успешного исследования такого сложного феномена как обман нужно применять системный подход. В этом может помочь теория интегральной индивидуальности, разработанная В. С. Мерлином.
Участниками исследования были 51 человек (две группы студентов Пермских ВУЗов) Исследование включало два этапа. На первом этапе обеим группам была предложена экспериментальная ситуация, в ходе которой тестировалось проявление способности к успешному обману. Реципиентам каждой группы случайным образом давались разные инструкции: одни реципиенты должны были рекламировать на видеокамеру предоставленный им напиток (яблочный сок), с учетом того, что этот напиток был очень невкусный (сок был с высоким содержанием соли), другие – рекламировали обычный сок. Каждому участнику необходимо было делать хотя бы один глоток напитка в начале своего выступления. Видеозапись проходила индивидуально.
После этого записи выступления (обманные и правдивые) были показаны участникам исследования, причем члены одной группы анализировали поведение членов другой группы. Во время этого показа мы просили испытуемых оценить каждое из выступлений по пятибалльной шкале: от 1-не верю до 5-верю. Затем у каждого испытуемого, который по инструкции обманывал, был подсчитан средний балл всех поставленных ему оценок. Таким образом, был подсчитан показатель успешности обмана или способности к обману.
Для выявления показателя способности к распознаванию обмана был подсчитан средний балл поставленных оценок, причем оценки лживых выступлений были инвертированы, а оценки правдивых просто сложили, нашли среднее значение, только после того нашли общий средний балл для каждого реципиента.
На втором этапе исследования всем испытуемым было предложено заполнить ряд психодиагностических методик на выявление социального интеллекта, мотивационного профиля и социальных установок личности. При обработке данных были использованы: W-критерий Шапиро-Уилкса, коэффициент линейной корреляции Пирсона, Т-критерий Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ и факторный анализ
Результаты и выводы: 1. Была выявлена взаимосвязь между способностью к обману и компонентами мотивационно-потребностной сферы, социальными установками и социальным интеллектом. Кроме того, с помощью однофакторного дисперсионного анализа, нами было обнаружено, что слишком высокая творческая активность снижает способность к обману.
Выявлены различия в параметрах личности и интеллекта у лиц с высокой и низкой способностью к обману. Это согласуется с результатами, полученными в корреляционном анализе.
Гипотеза о существовании связи способности распознавания обмана с интересующими нас сферами подтвердилась частично. Важным результатом явилось отсутствие связи между социальным интеллектом и способностью распознавать обман. Были найдены значимые корреляции способности распознавания обмана лишь с параметрами мотивационного профиля, такими как “Мотивация избегания неудач”(-0,51; p<0,01), “Мотивация поддержания жизнеобеспечения”(-0,47; p<0,01) и “Мотивация, направленная на общественную полезность”(-0,38; p<0,05).
Общие ресурсы
Даже в крупнейших организациях ресурсы ограничены. Менеджмент должен решить, как распределять материальные, людские и финансовые ресурсы между разными группами так, чтобы обеспечить максимально эффективное достижение целей организации. Если выделить больше ресурсов одному сотруднику или группе, то другие получат меньшую долю от общего о ...
Человек - ячейка общества
В нормальных условиях человек живет, думает, действует и принимает решения самостоятельно, не обращая особого внимания на планы и потребности общества, вечно навязывающего свои взгляды. В этом случае человек стремится поступать, как индивидуальность, как личность. Но и совсем не участвовать в жизни общества, как и общество в жизни конкр ...
Представление о личности в психосинтезе
Структура личности, или «карта внутреннего мира», по Ассаджиоли, состоит из низшего бессознательного, среднего бессознательного, высшего бессознательного, поля сознания, сознательного Я, высшего Я и коллективного бессознательного.
Низшее бессознательное представляет собой наиболее примитивную часть нашей личности. В него входят простей ...