Восприятие Другого в условиях личного субъект-субъектного общенияСтраница 1
Вопрос об изучении сферы не просто дружеских отношений, товарищества, а той самой редкой "настоящей " дружбы еще и начале 21 века остается открытым. То же общее определение дружбы большинством словарей (2): "устойчивые, долговременные отношения, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов" называет самые распространенные близкие позитивные отношения личного характера, тем самым, обходя молчанием возможно высокую (или одну из высших) форму человеческого взаимодействия и общежития - феномен межличностного общения (МО). Трудность в определении этого феномена еще сравнительно маленьким опытом научного изучения (речь идет не о философском познании МО в письменной истории). Психология дружбы возникла в конце 19 века и до середины 20 века представляла собой частные эмпирические работы (вопросы общего характера) не имеющих серьезной теоретической базы интерпретации и исследования внутренних связей и механизмов МО. Аналитический период психологии дружбы (с конца 50-х гг.20в) был связан с появлением новых школ и направлений в психологии (когнитивная, эго-психология, бихевиоризм и др.) и использованием их теоретических положений. Но учет делался на факторы межличностной аттракции, привлекательности, преобладание того или иного мотива. Еще бытовало убеждение, что дружба (как и любовь) - предмет художественной литературы, искусства, нежели каких-либо гуманитарных наук. Вначале 80-х гг. стало ясно, что исследование отдельных установок, потребностей мешают разглядеть сущность личностного общения. Так в 1980г вышла книга еще советского психолога И.С. Кона "Дружба", в которой автор не только объясняет дружбу как особый вид личных отношений, но и обосновывает возможность социально-психологического исследования и объяснения феномена МО. Всего чуть больше десятилетия, как последнее получило достаточно всеобщее научное признание. Однако подобные работы и у нас, и за рубежом редки и по сравнению с работами, например. По феномену любви составляют ничтожный процент.
Очевидно, что изучение фундаментальных отличительных компонентов и механизмов дружбы дает и может дать неоценимые факты для понимания жизненного мира и смысла жизни личности. Но здесь психологическая мысль бросается то в сторону межличностной аттракции, то обращается к нравственным законам, моральному содержанию (вновь оставляя это дело философии).
Логично ли помещать дружбу между симпатией и любовью (1), если последние могут быть односторонними, а дружба - только обоюдной. А моральное содержание дружбы тем и интересно в отдельности, что в немалой доле создается самими друзьями в зависимости от уровня их социализации. Для подтверждения этой гипотезы пришлось поискать ответ на вопрос какое отношение можно назвать личностным. Ведь не всякое отношение двух людей, т. к. часто один не воспринимает другого как реальную личность или личность вообще – личностное. Причем уже давно очевидно, что известные концепции теорий личности (Фрейд, Юнг, Адлер, Эриксон, Маслоу и др.) не могут продемонстрировать механизмы и факторы личностного взаимодействия (дружбы). Анализ феномена в антропосоциогензе (3) (интерпретация мифов и исторических текстов) говорит о появлении личности давно - 3 тысячи лет до н. э (по письменным свидетельствам). И главное, что ее выделяет в историческом процессе – это решающая роль самосознания в МО – и как механизма рефлексии (и как фактора восприятия). Сущность этого механизма наглядно объясняет возрастная психология. Известно, что самосознание в становлении личности (персоногенезе) развивается с младенческого возраста (7), но становится возможным для человека лишь с формированием Я-образа (Я-концепции) в подростковом - юношеском возрасте и открытии своего Я (4). Одно из главнейших новообразований – преодоление собственного эгоцентризма в восприятии другой личности и понимании такой же субъективности партнера по отношению к предмету общения во взаимопонимании. Логично, что эту трудоемкую способность человек применяет не всегда и не ко всем. Но в понимании дружбы именно этот компонент и механизм выделяется как ключевой.
Чтобы убедиться в высказанных особенностях МО, мы провели небольшое исследование методом письменного опроса (сочинение). Выборка составляла 30 человек – подростковой и юношеской групп (по 15 человек). Первая группа (14-16 лет) на базе учеников 9-10 классов Ореховской СШ Малоритского района Брестской области. Вторая - студенческая группа (17-22 года) на базе студентов 1-4 курсов исторического факультета БрГУ им. А.С.Пушкина. Опрос проводился в течение учебного 2006-2007 года. Вопросы "Что такое дружба, или какие отношения вы можете назвать дружбой? Кто такой настоящий друг?" ставились для выявления наиболее реалистичного и искреннего отношения учащегося к дружбе. Метод анализа текстов - контент-анализ – выделение в тексте всех смысловых единиц (критериев), характеризующих дружбу – был нами использован. Одна из таких единиц - равнозначное, субьект-субьектное (S-S) восприятие друг друга. Для подростковой группы процент S-S-ти в восприятии составил всего 7% от общих смысловых критериев, для юношеской группы - 11%.
Условия, влияющие на поведение.
В качестве важных условий (понятий), влияющих на поведение, выделяются два: запускающий стимул (объект, явление, аntecedens), который присутствует до того, как осуществляется определенный акт поведения, то есть запускающий стимул уже наличествует в окружении независимо от совершенного поведения, по времени предшествует конкретному повед ...
Разработка стратегии исследования совместной деятельности
Как отечественные, так и зарубежные психологи ставят три основных вопроса при изучении роли совместной деятельности в психическом развитии ребенка. Первое - что происходит с более умным сверстником в ситуации сотрудничества со сверстником меньшего культурного уровня развития, второе - как выстроить ситуацию, при которой способ решения з ...
Психология массовой коммуникации
Многие концепции психологического времени (Головаха Е.И, Кроник А.А, Абульханова К.А., Березина Т.Н., Бюлер Ш.) объединяет постулирование связи психологического времени с самореализацией человека в процессе жизни. Таким образом, важными факторами влияния на структуру и характеристики временной перспективы должны быть факторы самооценки ...