Многомерность национальной организации личности
В настоящее время отмечается многообразие подходов к теоретическому рассмотрению и эмпирическому исследованию временной организации личности, что свидетельствует о сложности, многомерности самого предмета рассмотрения и многоаспектности его проявлений, что предполагает всестороннее его изучение и использование разнообразного методического инструментария. Также интенсивно разрабатывается личностно-психологический аспект изучения проблемы времени, связанный с тем, как переживает и осмысливает человек свой индивидуальный жизненный путь.
Целью нашего исследования стало изучение временной организации личности, как многомерной психической реальности. Рассмотрение различных аспектов временной организации личности – причинных и целевых отношений, особенностей временной перспективы, временных установок и роли смысловой составляющей в организации времени жизни.
Нами были выбраны методы направленные на изучение указанных аспектов временной организации личности: Каузометрия А.А.Кроника и Е.И.Головахи, в компьютерном варианте «Life Line»; Опросник временной перспективы Ф.Зимбардо в адаптации А.Сырцовой; Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А.Леонтьева; Шкала временных установок Ж.Нюттена и У.Ленса.
В исследовании приняли участие 100 студентов Курского государственного медицинского университета, 2-3 курсов, в возрасте 17-20 лет.
Проводился факторный анализ с вращением Varimax normalized с методом извлечения Principal axis factoring. Решение о числе факторов принималось на основании критерия «каменной осыпи» Кеттела. Значимая нагрузка по переменной рассматривалась не мене 0,4. Было выделено четыре фактора, в которых объединились различные характеристики жизненного пути личности.
Первые три фактора отражают роль причинно-следственных и целевых компонентов, а четвертый фактор отражают сложную систему взаимосвязей как причинно-целевых, так смысловых и установочных компонентов во временной организации личности.
Рассмотрим каждый фактор отдельно.
Первый выделенный фактор, который мы обозначили как фактор связей в организации времени личности, характеризует роль и специфику различных связей, а также стратегичности и насыщенности, в организации временной реальности личности. Наличие данного фактора говорит нам о важности связей между событиями жизни, актуальных, потенциальных и т.д., в организации временной реальности личности.
Второй фактор мы назвали фактором возраста, так как именно в нем отражены характеристики переживания субъективного возраста в совокупности с характеристиками связей, он включает в себя характеристики переживания субъективного возраста в совокупности с насыщенностью и различными характеристиками связи событий, как реализованных, так и потенциальных.
Третий фактор мы охарактеризовали как фактор показателей жизненного пути личности, отражающий такие характеристики как: целеустремленность, конфликтность, рациональность и уверенность, в отношении к различным временным ориентациям.
Четвертый фактор мы условно обозначили как фактор смысловых характеристик временной реальности личности, данный фактор характеризует сложную систему взаимосвязей времени личности, подчеркивая роль смысловой реальности в организации временной реальности, а также эмоциональных компонентов и установочных отношений ко времени. Этот фактор является наиболее показательным в отношении идеи о многомерной организации временной реальности личности, так как в структуре данного фактора отразилась многогранность феноменологии временной организации личности.
Сущность метода опроса
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его мас ...
Проблема исследования способностей в психологии
Экспериментальная психология способностей и психодиагностика развивались как родственные науки, основателем которых является Френсис Гальтон. Он стал основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложил основные методы и методики, которыми исследователи пользуются и по сей день, но, что ...
Стресс и здоровье
Исключительно важно то значение, которое имеет эмоциональный (психический) стресс в жизни человека и в формировании многих заболеваний. Одну из главных и нерешенных проблем при этом можно сформулировать следующим образом: стресс – это хорошо или плохо.
Главный недостаток традиционного представления о стрессе заключается в том, что оно ...