Восприятие подростками родительского отношенияСтраница 1
Для ребенка первой моделью социальной среды является родительская семья. В последствии поведение родителей и их отношение к детям в значительной мере определяют, насколько легко подросток овладевает различными навыками, приобретает самостоятельность, уверенность в своих силах, положительную самооценку. В свою очередь грубость и непонимание родителей, их пренебрежение к своим родительским обязанностям могут привести к множеству трудностей в дальнейшей жизни подростка. Важен и тот факт, что ребенок усваивает поведение родителей в качестве модели.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Любая из социальных или межличностных ролей усваивается человеком еще в детстве в среде сверстников и в родной семье. Эта роль становится привычкой, основной манерой поведения. Роль рассматривается как стереотипный ряд заученных действий, воспроизводимых в социальной ситуации, в частности в ситуации взаимодействия людей друг с другом.
Человек накапливает статистические данные об особенностях поведения другого человека. Перерабатывая и обобщая их, он превращает эти сведения в командную информацию, участвующую в регулировании его поведения по отношению к этому человеку и позволяющему ему более или менее предугадывать наиболее вероятные действия последнего.
К старшему школьному возрасту у учащихся развивается интерес к внутреннему миру человека. В подражании старшего школьника для нас существенно то, что на смену копированию внешнего поведения старших и сверстников приходит подражание их внутренним качествам, их чертам характера.
Отношения в триаде «ребенок – мать – отец», с одной стороны характеризуются смесью комплементарности и взаимности, а с другой – позитивным эмоциональным фоновым настроением. Таким образом, если позитивные родительские образы сопровождают ребенка с самого раннего возраста и постоянно подкрепляют развивающиеся «Я», мягко и твердо направляя его отношение к идеалам, – то взрослое «Я» возникает приблизительно к 18 годам. Для такой личности будет характерна уравновешенная самооценка, уверенное стремление к своим целям и идеалам, энтузиазм, радость и гордость за себя и свои успехи, уверенность в своих силах, уверенность в своем «Я».
Целью нашего исследования было изучение восприятия типов родительского отношения девочками-подростками. В исследовании приняли участие 30 девочек в возрасте 14 – 15 лет и 31 девочка 17 – 18 лет, учащихся старших классов школы.
При проведении нашего исследования использовались следующие методики: 1. Опросник «Поведение родителей и отношение подростка к ним» (ADOR); 2. Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок».
При обработке опросника «Поведение родителей и отношение подростка к ним» получены следующие результаты: при сравнении преобладающих типов родительского отношения матери к девочке выявлено, что по сравнению с 14 – 15 годами, к 17 – 18 годам отмечается появление дисгармонично-непоследовательного типа отношения (16%), увеличение процента отвергающее-остраненного типа отношения с 14,3% до 25,8%; снижение встречаемости враждебно-подавляющего (28,6% – 9,5%) и открыто враждебного (9,5% – 0) типов отношения. Данные по гармоничному отношению изменяются незначительно: 47,6% – 48,5%.
При анализе результатов типа отношения со стороны отца следует отметить снижение процента дисгармонично-непоследовательного типа с 9,5% до 0, но увеличивается процент отвергающее-отстраненного отношения (9,5% – 25,8%), и враждебно-подавляющего типа (9,5% – 29%), снижается количество оценок родительского отношения как гармоничного с 71,5% до 45,2%. Открыто враждебный тип отношения со стороны отца не отмечен.
При анализе результатов по опроснику «ВРР» выявлено, что при сравнении характеристик воспитания матери результаты у девочек 14 – 15 лет и девочек 17 – 18 лет по шкале Требовательность снижаются с 80,9% до 67,7%, по шкале Контроль с 100% до 87%. Значения по шкалам Сотрудничество (100%), Принятие (95,2% – 96,7%) и Согласие (90,5% – 93,5%) не изменились. Отмечено увеличение значений по шкале Последовательность (66,7% – 96,7%).
При оценке характеристик воспитании со стороны отца изменений в сторону увеличения значений не отмечены, а наблюдается снижение по шкалам Требовательность (81% – 58%), Близость (95,2% – 77,4%), Сотрудничество со 100% до 84%, Согласие (90,5% – 80,6%). Не изменяются или изменяются незначительно значения по шкалам Строгость (28,6% – 32,2%), Контроль (100% – 83,9%), Принятие (95,2% – 96,7%), Последовательность (90,5% – 90,5%).
Особенности профессиональной Я-концепции у учащихся среднеспециальных
учебных заведений с разным уровнем социально-психологической адаптацией
В большинстве разработанных моделей зарубежных и отечественных исследователей до сих пор до конца не разводятся понятия Я-концепция, образ Я и самооценка. Некоторые авторы обращают в большей степени свое внимание на соотношение профессиональной Я-концепции и образа Я. Другие ученые обращаются к рассмотрению понятий образ Я и самооценка ...
Принципы интерпретации творчества (философский, социологический, культурологический
аспект)
Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её «необходимое, существенное, неотъемлемое свойство». Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности челов ...
Антиципация в кикбоксинге
Антиципация (предвосхищение, упреждение) имеет универсальное значение, но особенно это качество необходимо в экстремальных видах деятельности, позволяя функционировать с пространственно-временным опережением. В кикбоксинге когнитивно-регуляторные механизмы антиципации могут проявляться в неосознаваемых реакциях рефлексивного управления. ...