Семья как пространство
жизнедеятельностиСтраница 3
Можно отметить, что субъективно ценность семьи определяется тем, насколько существующие в ней взаимоотношения позволяют воспроизводить эмоционально-значимые для человека ситуации. Эти ситуации позволяют ему переживать те или иные желанные и привычные для него состояния. Причем, для одних людей в этой роли будут выступать позитивные, конструктивные состояния и эмоции (например, такие, как нежность, радость, слияние, близость), а для других — негативные, диструктивные состояния и эмоции (такие, как гнев, обида, вина, страх). Именно потому могут создаваться и долго существовать семейные союзы, внутри которых супруги создают условия для взаимного удовлетворения так называемых «невротических потребностей». Например, жена позволяет мужу чувствовать себя время от времени беззаботным, неконтролирующим себя «ребенком», наказываемым за сексуальные связи с другими женщинами. Такое поведение мужа, в свою очередь, позволяет жене реализовать ее скрытую потребность в доминировании и моральном превосходстве над мужчиной.
Достаточно полно и психологически точно такого рода взаимодействия описаны и проанализированы американским психотерапевтом и теоретиком психоаналитического направления, основателем трансактного анализа Э. Берном.
Основные положения теории Берна можно представить как еще один подход к пониманию основных видов потребностей человека, которые могут быть удовлетворены внутри семейного пространства жизнедеятельности. С точки зрения Берна, основными потребностями являются следующие.
· Потребность в признании (« голод по признанию ») удовлетворяется в семье за счет «поглаживаний». Автор называет поглаживанием любое действие, предполагающее признание присутствия другого человека. Оно может реализовываться в любых формах: от интимного физического контакта и прикосновения до ласкового словесного обращения и т. п., В гармоничной, функциональной семье создается особая атмосфера интимности и эмоциональной близости, полностью удовлетворяющая «голод по признанию». В дисфункциональной семье ее члены при взаимодействии обмениваются не поглаживаниями, а «ударами». В качестве ударов выступают действия, предполагающие игнорирование, обесценивание партнера (побои, оскорбления, критика, высмеивание, отказ от физического контакта и т. п.). Подобного рода семейная атмосфера, блокирующая удовлетворение потребности в признании, является источником страданий и многих психологических проблем у членов семьи.
· Потребность в структурировании времени («структурный голод», удовлетворение которого позволяет избегать скуки) может удовлетворяться в различных формах: ритуалах, времяпрепровождении, деятельности, играх, близости. Пространство семьи позволяет реализовывать все, выделяемые Берном, формы взаимодействия между людьми. Каждая реальная семья будет характеризоваться тем, какая из вышеперечисленных форм структурирования времени ею предпочитается больше других. Например, «структурный голод» может удовлетворяться за счет соблюдения семейных ритуалов в виде неизменных, формализованных традиций. Например, это могут быть традиционные воскресные обеды, обязательные посещения родственников, стандартные словесные обороты и поцелуи, которыми жена ежедневно провожает мужа на работу и т. п. Даже секс в такой семье становится ритуализированным и осуществляется в соответствии «с раз и навсегда установленным» порядком действий.
Времяпрепровождение не такое формализованное и предсказуемое взаимодействие, как ритуал, но оно имеет некоторую повторяемость. Например, в семье принято проводить выходные вместе на даче.
Симультивный, сукцессивный и фактор межполушарного взаимодействия
Сукцессивный фактор обеспечивает определенные виды информации, требующие последовательной (Сукцессивной) обработки. В отличие от этого, существует такие формы восприятия и действий, в которых переработка осуществляется целостно, одномоментно, как говорят с ходу. Такая форма психического отражения обозначается как симультанная.
Сукцесси ...
Теоретическая часть: невербальная коммуникация
Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важ ...
Взаимосвязь удовлетворенности учением и психологического благополучия у
студентов психологов
Время обучения в ВУЗе это не только период формирования компетентного специалиста, но это этап развития личности, время становления ценностей и от того, насколько успешным и благополучным будет ощущать себя человек, может зависеть весь жизненный путь личности. В зарубежной психологии продуктивно разрабатывается проблема психологической ...