Личный опыт
Страница 1

Как уже говорилось, психологическое влияние лежит в основе разнообразных проблем современного общества. Оно имеет место быть как в процессе межличностной коммуникации, так и в виде непрямого влияния, опосредованного различными видами СМИ: телевидением, радио, печатными изданиями.

Мощнейшим источником психологического внушения является телевидение. Конечно, и печать, и радио также оказывают внушающее воздействие, однако, в отличие от них, только телевидение способно предоставить зрителям не только печатную или аудиоинформацию, но и визуализировать ее с помощью ярких образов. При этом, естественно, расширяются и внушающие возможности этой формы СМИ, которая теперь, помимо вербальных, может интенсивно использовать и невербальные средства внушения. Одним из наиболее распространенных источников внушения телевидения является реклама, которая нередко навязывает нам различные установки на покупку того или иного (не всегда нужного) товара. В качестве наглядного примера социального влияния через СМИ посредством рекламы, подтверждающего, что человеческое поведение и мышление может подвергаться воздействию даже в том случае, если передаваемая информация носит абсолютно безличный характер, Ф. Зимбардо и М. Ляйппе рассматривают проблему курения. Да и, несомненно, каждый из нас лично испытывал влияние рекламы на себе, когда, увидев на экране яркий образ или уважаемую личность, сообщающую нам об «отличном товаре» и предлагающую попробовать его, заходили в магазин и брали именно этот товар. При этом, стоить заметить, что до просмотра рекламы мы и не думали ничего такого покупать, а тут вдруг почему-то купили…а потом попробовали, а товар то оказался мягко говоря «не очень»… «Как же так? Такой уважаемый человек заявлял о высоком качестве», или: «А у той модели ведь были такие красивые волосы», или еще: «А у того паренька было такое классное настроение»… пережить подобные разочарования, вероятно, приходилось каждому из нас. Что же произошло? Ответ на этот вопрос как раз и дает психология – яркая картинка достигла своей цели внушить, сформировать установку на покупку товара. Правильно разработанная реклама, и все, как говориться «дело техники» и наши денежки абсолютно законно перекочевали в карман того, кто все это время находился вне кадра, однако достаточно эффективно воспользовался механизмом внушения. Подобные ситуации случались и со мной, однако, если дело идет не о мелких покупках, я всегда стараюсь все еще раз обдумать, посоветоваться с родителями или друзьями, узнать у знакомых, не пробовал ли кто-то из них рекламируемую продукцию, а потом уже принять окончательное решение.

Кроме этого, телевидение имеет доступ к использованию такой современной технологии, как «двадцать пятый кадр», информация которого воздействует на наше бессознательное. Невозможность проследить подобное внушение делает нас беззащитными и полностью управляемыми. Давайте задумаемся, кто из нас может с абсолютной уверенностью сказать, что на последних президентских выборах его голос был действительно «его», а не являлся следствием политической агитации?

Также следует отметить, что разнообразные телепередачи, новости, документальные и художественные фильмы, ток-шоу несут в себе внушающее воздействие на нашу психику. Эти же источники внушения, а именно реклама, новости, интервью, используются и радио и печатью, однако внушающее воздействие такого рода является менее эффективным, чем телевизионное внушение.

Что же касается СМИ как каналов убеждения, то их влияние может оказаться эффективным при обсуждении не очень важных тем, или малоизвестной информации. При обсуждении актуальных и важных вопросов пытаться через СМИ убедить людей в чем-либо, как отмечает Д. Майерс, все равно, что «толкать вверх рояль». При этом, как и с механизмом внушения, следует учитывать специфику отдельных СМИ, а потому рейтинг СМИ по эффективности убеждения выглядит так же, как и рейтинг по эффективности внушения, т.е. на первый план опять-таки выходит телевидение. В качестве наглядного примера снова обратимся к нашей «любимой» рекламе, которая помимо внушающего оказывает также и убеждающее влияние на нас. Конечно, такое влияние менее замаскировано, ведь в этом случае нам предлагается не просто «отличный товар», а, например, «гала де-люкс, к которому прибавили компоненты м-зим из дорогого порошка». «Вот теперь я не промахнусь, ведь это «гала де-люкс, к которому прибавили компоненты м-зим из дорогого порошка»! Все логически обосновано, аргументировано, почему бы и не купить? Результат тот же: идем в магазин и покупаем. А кто-нибудь слышал, что такое «компоненты м-зим»? И опять неудача… В чем же дело? Почему мы опять поверили? Ответ прост – непонятная нам, но убедительная терминология – бесспорный аргумент! Невозможно быть уверенным в том, что все те факты и аргументы, к которым апеллируют рекламы, передачи, шоу и т.д. являются реальными. А кто может похвастаться, что знает всю правду о политиках? Или о знаменитых личностях?

Страницы: 1 2


Диспозиционное направление
В психологии существуют два основных направления в исследованиях о личности. Первое основано на выделении тех или иных личностных черт, а второе - на определении типов личности. Черты объединяют группы тесно связанных друг с другом психологических признаков. Гордон Оллпорт, один из наиболее влиятельных сторонников диспозиционального на ...

Эстетические чувства
В процессе общественного развития, общественной практики человек приобрёл способность воспринимать явления окружающего мира не только с позиции морали, но и руководствуясь принципами прекрасного, - это становится основой для возникновения эстетических чувств. Эмоциональное отношение, переживаемое человеком, приобретает качества эстетич ...

Кинестетический фактор
Обеспечивает передачу сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставах и несущих информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в их статическом состоянии или в режиме движения. Зона мозга, ответственная за этот фактор, - теменная область. Данный фактор тесно связан с осязанием, то есть с модально – ...