Психотерапевтическая форма компенсации морального вредаСтраница 2
В арсенале психотерапевтических средств христианской религии есть и интересные психотерапевтические техники. Так, для формирования у себя указанных личностных качеств, Святой Димитрий Ростовский рекомендует: «Смотреть на цветы полевые», поскольку Господь велит, «чтобы мы познавали суету и скоротечность нашей жизни».
Нужно отметить, что положения христианского учения не такие догматичные, как принято считать. Они отражают сложность изменяющейся человеческой жизни, человеческих отношений. Так, говоря о необходимости кроткого поведения, в то же время отмечаются ситуации, когда можно проявить эмоциональность: «Если кто гневается справедливо, для вразумления и по духовной ревности, тот не будет осужден», – говорит Блаж. Феофилакт Бом.
Далее можно выделить такую психотерапевтическую установку, которая призывает относиться к переживаемому несчастью не как к самому важному событию в жизни. Иначе это порождает уныние: в сознании фиксируется генеральная установка, вызванная страхом, обидой, сложными аффективными переживаниями, которая окрашивает все происходящее в жизни данного человека в темные тона. События оцениваются с точки зрения негативного факта, породившего болезненную установку. Христианское учение в этом случае рекомендует не поддаваться унынию, которое понимает как «чрезмерную скорбь об утратах и неудачах житейских, скорбь до отчаяния», советует переключаться на более важное. Метод переключения – один из психотерапевтических приемов с успехом используемый в христианстве, так как вековая традиция веры в высшую справедливость помогает ему быть более действенным.
Одной из сильных формул христианского учения, помогающих человеку выйти из кризиса, преодолеть последствия причиненной моральной травмы, является положение, согласно которому надо относиться к несчастью как к благу: а) «Участь всех, хотящих спастись – страдать. Поэтому, аще страдаем – да радуемся, ибо соделываем спасение наше»; б) «Бывают случаи в жизни, когда злословие и ненависть со стороны врагов Христовых является лучшей похвалой для рабов Божиих»; в) «Неприятности должно понимать как драгоценное врачевство против тщеславия и высокомудрия». Прием изменения знака отношения к происходящему на противоположный позволяет сменить эмоциональный фон с отрицательного на положительный и тем самым найти в себе силы преодолеть страдание и жить дальше, не мучаясь, так как негативное событие перестает быть источником отрицательных эмоций.
Довольно распространенным приемом психотерапевтического плана в христианстве является прием уменьшения собственного страдания путем сопоставления его со страданиями других. Он психологически разрешает ситуацию, когда человек оказывается в меньшинстве, и представители этого меньшинства в чем-то ущербнее, чем большинство. Человек ощущает себя не таким как все и это его угнетает. Христианское утешение здесь в том, что показывается: в меньшинстве быть почетно, так как среди его членов – достойные представители: а) «В болезни нужно находить утешение в чтении Священного писания и Житий Святых»;
б) «Когда тебя обидят, вспомни о том, как Спасителя обижали и даже до смерти замучили, и вися на кресте Он говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают».
Всегда легче переносить страдания корпоративно с теми, кто может понять твои страдания, так как сам испытал подобное. Еще большее облегчение приносит то обстоятельство, что это – уважаемые представители рода человеческого.
Более общей по отношению к другим психотерапевтическим установкам является та, которая в принципе при возможных и имеющихся у человека проблемах направляет его к христианскому учению в поисках утешения. Система христианских положений здесь выступает иной, альтернативной точкой зрения по отношению к той, которая вызвала нравственные страдания. Морально-нравственные страдания порождаются из-за несоответствия человека принятым общественным стандартам. Христианское утешение выступает своеобразным замещением, дающим другую систему норм и оценок.
Так, если общество осуждает незаконнорожденного за факт юридического способа его происхождения, то он находит поддержку в религии, где его принимают и считают достойным человеком: «Происхождение от законных или незаконных родителей в Церкви православной не имеет никакого значения, так как каждая личность оценивается здесь исключительно по ее нравственному достоинству».
В рамках христианского учения мы находим не только меры, способствующие преодолению негативных последствий, но и превентивные меры, позволяющие избежать неблагоприятных воздействий вообще или снизить силу их влияния: «Благоразумие требует, чтобы мы прежде обдумывали, с кем нам говорить и не причинит ли нам и другим вреда то, что мы хотим сказать».
Таким образом, на примере положений христианской религии нами было показано, что психотерапевтическая помощь потерпевшему при причинении ему морального вреда является в некоторых случаях более естественной и эффективной.
Социально психологический тренинг
Актуальность данной темы обусловлена тем, что каждый человек ежедневно осуществляет верификацию поведения партнёров по общению и от адекватности данного процесса зависит успешность в социальном взаимодействии, а для представителей некоторых профессий (следователь, дознаватель, судья, сотрудник таможни) и профессиональная успешность.
В ...
Примеры развития у ребенка позитивного мышления.
2- летний малыш никак не может собрать игрушку-лего и с ревом убегает в другую комнату.
Предложите ему игрушку попроще, а сложную на время уберите. Полученный «простой» результат придаст крохе уверенность в себе.
Ребенок долго просил дать ему попробовать прокатиться на велосипеде. Но едва сев на него, он сразу же упал. Больше пытаться ...
Введение.
Первоначально понятие «социализация» пришло из политэкономики. Там данный термин означал общение земли, средств производства и т.п.
В 1887 г. американский социолог Гиддингс Ф.Г. в своей книге «Теория социализации» дал определение, близкое к современному: развитие социальной природы или подготовка человека к социальной жизни.
Сегодня п ...