Условия, влияющие на поведение.
Страница 1

В качестве важных условий (понятий), влияющих на поведение, выделяются два: запускающий стимул (объект, явление, аntecedens), который присутствует до того, как осуществляется определенный акт поведения, то есть запускающий стимул уже наличествует в окружении независимо от совершенного поведения, по времени предшествует конкретному поведенческому акту. Последствия (conseguences) являются прямым результатом осуществленного поведения и возникают после того, как определенное поведение осуществлено. И запускающий стимул, и последствия обычно по времени очень близко отстоят от поведенческого акта.

АВС — модель поведенческой психотерапии является удобной схемой, помогающей понять Поведенческий подход (А – antecedents - предшествующие события; В - behavior - поведение; С - conseguences - последствия поведения).

Предшествующие события (запускающие стимулы) и последствия поведения являются поддерживающими условиями поведения. Или, другими словами, определенные события, которые предшествуют и следуют за поведением, как результат осуществленного конкретного поведенческого акта, поддерживают это поведение.

Функции предшествующих событий (запускающего стимула) и последствий различны. Предшествующие события свидетельствуют о том, что условия для совершения определенного поведения готовы. Они указывают, когда необходимо выполнить определенный поведенческий акт. Предшествующие события можно рассматривать как стимулы, сигналы или знаки, которые говорят о том, что время, место и обстоятель­ства конгруэнтны для выполнения определенного поведенческого акта. Вот почему в теории Скиннера они получили название дискриминантного стимула.

Поведение, на которое влияют запускающие стимулы, находится под контролем стимула. В повседневной жизни человека многие виды поведения (поведенческие стереотипы) контролируются запускающими стимулами, например, засыпание, зевание, рукопожатие, остановка перед красным сигналом светофора, снятие мужчинами головного убора в церкви и т. д. Чтобы понять, в какой степени человек находится под контролем стимула, проведите следующий эксперимент: во время разговора со знакомым быстро протяните ему руку для рукопожатия, и вы наверняка получите ответную реакцию (протягивание руки), которую практически нельзя остановить. Однако понятия, предшествующие события (запускающие стимулы) надо понимать шире, чем только физические характеристики стимула. В это понятие должны быть включены все условия, которые необходимы, чтобы определенное поведение было выполнено (знания, умения, ресурсы и т. д.). Например, витрина кафе только тогда вызовет определенный поведенческий акт (посещение кафе), когда у человека будут время, деньги и др. Итак, запускающий стимул — это стимул, на который в прошлом был сформирован классический условный рефлекс (по И. П. Павлову). Именно поэтому он вызывает опре­деленную реакцию в настоящем. Последствия включают все события, которые возникают после и как ямой результат совершения определенного поведенческого акта. Они включают как то, что возникает в физическом мире непосредственно вследствие поведенческого акта, так и реакции других людей на него. Они могут быть сиюминутными и отсроченными.

Запускающие события являются дискриминантным сигналом о том, что есть адекватные условия для совершения конкретного поведенческого акта, то есть обходимые для его бытия.

Последствия предопределяют, повторится ли специфический поведенческий акт в последующем снова. Например, посещение кафе может, повториться, ли закуски и напитки понравились индивиду (позитивно его подкрепили).

Последствия возникают только после того, как определенный поведенческий акт совершен, поэтому они влияют на возможные будущие поведенческие акты, однако ожидания возможных последствий являются пускающими событиями (стимулами), поэтому они влияют на настоящее поведение.

Ожидания (предсказания, прогнозы) человека рассматриваются в поведенческом направлении как один из факторов, который определяет адекватность условий здесь и сейчас для получения вознаграждения и наказания при совершении конкретного поведенческого акта. Сами же ожидания являются продуктом последствий определенного поведения, совершенного в прошлом, но действуют в настоящем времени пациента.

После всего вышеотмеченного может стать более ясным различие между событиями, которые привели к научению в прошлом, и событиями, которые приводят к возобновлению определенного поведения в настоящем. Условия, поддерживающие определенное поведение, всегда присутствуют в настоящем. Поведение, которое есть сейчас, может поддерживаться совершенно другими событиями, чем те, которые предопределили его первоначальное появление.

С точки зрения поведенческого направления влияние прошлых событий на настоящее поведение ми­нимальное и непрямое. Например, капризное поведение ребенка могло быть сформировано в прошлом недостатком внимания, а поддерживается в настоящем чрезмерным вниманием окружающих.

Страницы: 1 2


Топографическая.
Эта версия похожа на предыдущую, но только женщина бессознательно ищет не "отца", а того, кто когда-то произвел на нее сильное впечатление. Это может быть соседский мальчишка, который в детстве катал ее на санках, первая любовь или первый мужчина. Американский сексолог Джон Мани ввел для описания этого явления термин "топ ...

Текст методики ШРЛТ
Инструкция к первой группе суждений о самочувствии. В зависимости от самочувствия в данный момент зачеркните наиболее подходящую для вас цифру: «1» – нет, это совсем не так; «2» – пожалуй, так; «3» – верно; «4» –совершенно верно. 1. Вы спокойны 1 2 3 4 2. Вам ничто не угрожает 1 2 3 4 3. Вы находитесь в напряжении 1 2 3 4 4. Вы исп ...

Динамика развития смысловой стороны речи
В основе нейропсихологии нормы, или по-другому, нейропсихологии индивидуальных различий, лежит представление о неравномерности развития ВПФ в норме. Под неравномерностью развития понимается индивидуальная вариация видовой программы индивида: одни функции у конкретно данного индивида развиты лучше, чем в среднем у сверстников по хронолог ...