Предварительный этап

Приступать к разработке и реализации коррекционно-развивающей программы можно лишь тогда, когда проведена психологическая диагностика ребенка. Для определения уровня агрессивности младших школьников можно использовать методики Басса-Дарки и тест руки Вагнера.

После определения уровня агрессивности мы приступаем к составлению программы, опираясь на общую методологическую основу, заложенную в трудах А.В. Запорожца, А.А. Рояк, Н.А. Татенко, М.И. Чистяковой, Т.Н. Рахманиной, А.Н. Гайдапак, Ю.В. Егошкина, и других, что изучали влияние и действие психокоррекционной работы с детьми.

Психологическая коррекция – комплекс мер и способов влияния на ребенка, коррекции его поведения, привычек, взглядов, инструментов формирования его памяти, внимания и мышления в целом. Вместе с тем психологическая коррекция должна содействовать всестороннему развитию личности ребенка. Поэтому она основывается на следующих принципах:

- принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия;

- принцип сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия;

- принцип систематичности, последовательности и постепенности [1].

Согласно положениям индивидуальной терапии требуется:

1. Нахождение причин агрессивного поведения ребенка

2. Договоренность о проведении коррекционно-развивающей программы с родителями и поддержка с их стороны

3. Подбор оптимальных техник, зависящих от возраста, психологического и умственного развития ребенка, а также опыт специалиста, проводящего занятия, его умения использовать или иные методологические приемы

4. Организация психокоррекционных развивающих занятий с приоритетом интересов ребенка

Схема коррекционно-развивающей работы с агрессивными детьми укладывается в рамки четырех пунктов:

1. Установление контакта с ребенком, формирование доверительной и дружелюбной атмосферы;

2. Вызов эмоциональной реакции агрессии, выявление источника раздражения и успокоение ребенка;

3. Изменение поведенческих стереотипов и реакций, повышение самооценки, формирование положительного отношения к себе и окружающим;

4. Выработка и закрепление навыков нормального поведения, социально приемлемой коммуникации [2].

Структура каждого занятия начинается с приветствия и заканчивается процедурой прощания, включающей улыбку и доброе пожелание. Главными методологическими приемами являются игры, рисование, беседы, релаксация. При этом категорически нельзя навязывать ребенку сое мнение, пытаться изменить его темперамент и делать ответственным за результаты занятий.

Поведение психолога или психотерапевта, проводящего занятий по коррекционно-развивающей программе, должно служить образцом для подражания и способом усиления и подкрепления все положительных изменений в поведении ребенка. Психолог, проявляющий во время занятий внимание, сочувствие, искренность и доброту, может сделать коррекционную программу намного более эффективной.


Значение эмоций и чувств.
Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой. Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Пер ...

Гуманитарная парадигма в науке
Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни. Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы обществен ...

Эмоциональные состояния.
В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. На определенный период времени они окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности настроениях и аффективных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, ...