Представление о России как о многонациональной странеСтраница 2
Сюда также вошли рисунки, где наиболее существенной чертой России выступает природа, знакомая детям (лес, поле и т.п.)
Также возможно включить в эту группу и некоторые искаженные представления, такие как "Россия - это город", "Москва - столица улицы".
Семеро детей (18%) изобразили Россию, опираясь на государственную символику (российский или похожий на него флаг). В их рассказах упоминался русский язык, президент и российский флаг.
Следующая группа - рисунки, на которых дети изображали Россию как дом. Их сопровождали, например такие высказывания: "Все дома - это Россия", "Россия - это, например, мой дом", "Россия - наша страна, в ней живут дети и взрослые". Данный аспект представления о России отражен в работах 19 детей (48%).
Шесть рисунков (15%) включали в изображение самих авторов, что в нашем понимании свидетельствует о формировании самоидентичности.
Относительно небольшая категория детей (5 человек - 13%) выразила свои представления о России через символику культурного наследия. В эту группу нами были включены рисунки, на которых нарисованы Московский Кремль, Храм Василия Блаженного и другие исторические памятники.
В четырех случаях (10%) дети изображали Россию как целую планету, говоря: "Россия - это весь земной шар", "Россия - планета", "Россия это шар", Россия - это наша планета".
У двоих детей (5%) образ России вызвал ассоциации исключительно с образом семьи. В одном случае рисунком "про Россию" явился рисунок семьи, в другом, на вопрос "Что такое Россия?" был получен ответ: "Россия и мама".
В двух случаях дети полностью отказались от выполнения задания, ссылаясь на свою неосведомленность.
Кроме того, мы проанализировали эмоциональное отношение детей к России. Для этого была проведена экспертная оценку рисунков. В группу с ярко-положительным отношением попало 15 рисунков (38%), с отрицательным - 2 (5%).
Остальные 22 рисунка имели нейтральную эмоциональную окраску. Также методом экспертной оценки представления детей о России были разделены на адекватные и неадекватные. К неадекватным были отнесены 9 рисунков и высказываний (23%).
Итак, можно говорить о преобладании у старших дошкольников историко-географического аспекта в представлениях о России. Эмоциональный компонент этих представлений в основном положительный, они преимущественно адекватны.
Начальный этап формирования личности ребенка
В раннем детстве интенсивно развивается совместная деятельность ребенка и взрослого. В предметной деятельности взрослый определяет характер сотрудничества. В общении взрослый берет на себя руководство «коммуникацией». Он организует взаимное понимание. На третьем году ребенок становится более самостоятельным: он научается элементам самоо ...
Психофизиологические основы обучения
Проблема оптимизации обучения – центральная для педагогики. Многочисленные школы и концепции обучения отражают непрерывный поиск и усилия, предпринимаемые педагогами и психологами в этом направлении. Однако существует чисто психофизиологический аспект решения данной проблемы. В настоящее время управление процессом обучения осуществляетс ...
Антропологический принцип в психологии развития
Современная отечественная психология переживает этапный момент своего развития. Идет интенсивное проникновение психологии в различные области человеческой деятельности - в политику, образование, бизнес, управление, рекламу и т. д.; стремительно оформляются различные виды практико-психологической помощи населению.
Психология перестает б ...