Познавательный компонент у детей с нарушениями слухаСтраница 1
Нарушение слуха, недостаточное речевое развитие и развитие всех психических процессов, а так же недостаточность двигательных средств и несформированность психомоторики в целом, отражается на сроках и качестве овладения всеми видами деятельности, в том числе и на качестве овладения учебной деятельностью, которая является ведущей в младшем школьном возрасте.
В связи с этим исследование различных аспектов возрастного развития и формирования двигательного и познавательного компонентов психомоторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, приобретает особую актуальность.
Так как знание особенностей психомоторного развития младшего школьника с нарушениями слуха смогут расширить представления о взаимоотношениях слуховой и психомоторной системах в случаях слуховой патологии.
Кроме того, данные такого исследования смогут помочь педагогу и всем участникам образовательного процесса объективно заглянуть во внутренний мир психомоторных функций младшего школьника с нарушениями слуха, выявить их сильные и слабые стороны.
Полученные знания смогут быть использованы для компенсации недостающих или слаборазвитых психомоторных функций, для преодоления последствий нарушения слуха или индивидуализации учебно-воспитательного процесса младших школьников с нарушениями.
Целью данного исследования было изучение психолого-педагогических особенностей развития и взаимосвязь двигательного и познавательного компонентов психомоторики младших школьников с нарушениями слуха.
В исследовании принимали участие 52 младших школьника без нарушения слуха и 101 младших школьника с нарушениями слуха (53 слабослышащих и 48 глухих младших школьников) в возрасте 6-10 лет. Для диагностики особенностей развития двигательной сферы использовалась "Метрическая шкала" предложенная М.О. Гуревечем и Н.И. Озерецким.
Для исследования уровня развития познавательной сферы использовалась методика Векслера (WISС) детский вариант адаптированный А.Ю. Панасюком.
Результаты проведенного исследования показывают, что у глухих и слабослышащих младших школьников в сравнении с нормально слышащими сверстниками имеется качественное своеобразие двигательного и познавательного компонентов психомоторики.
В развитии двигательной сферы у слабослышащих и особенно у глухих младших школьников обнаруживается отставание в сроках формирования всех компонентов движений (статическая координация; динамическая координация движений; скорость движений, одновременность движений, отчетливость движений (синкинезия); двигательная память), которые оказывают влияние на успешность овладения всеми видами деятельности.
Так же была выявлена тенденция, что чем существеннее степень выраженности проблем в развитии слухового анализатора, тем ниже ступень развития двигательной сферы ребенка (при р<0,01-0,001).
Глухие младшие школьники значительно и достоверно (при р<0,01-0,001) уступают по уровню развития двигательной сферы слабослышащим и младшим школьникам без нарушения слуха.
Суммарные различия показателей между глухими и младшими школьниками без нарушения слуха в возрасте 6-10 лет составляют (275,7%; 266,3%; 229,6%; 193%; 165,1%).
Между слабослышащими и младшими школьниками без нарушения слуха различия в 6-10 лет составляют (151,1%; 144,9%; 134,7%; 125%; 124,2).
Между глухими и слабослышащими младшими школьниками в 6-10 лет по изученным двигательным, суммарные различия составляют (182,4%; 183,8%; 170,4%; 154%; 132,9%).
Так же в процессе диагностики было выявлено своеобразие в развитии познавательной сферы глухих и слабослышащих младших школьников, которое проявляется в первую очередь в низком уровне речевого развития, а так же в недоразвитии памяти, внимания и мышления.
Проводя сравнительный анализ показателей, характеризующих качество познавательных процессов, нами так же было выявлено отставание в развитии глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста от слышащих сверстников (при р<0,01-0,001).
Женщины-маньяки
Женщины-маньяки встречаются реже мужчин, но убивают, так сказать, "красивше" и изощреннее. Вспомните "Леди Макбет" Шекспира, или же многочисленные голливудские кровавые постановки. Да, даже обычные ужастики: убийца-мужчина неотвратим как смерть, зато только женщина может сотворить столько гадости в единицу времени. К ...
Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников
Проведенное нами исследование показывает, что на протяжении младшего школьного возраста появляются необходимые структуры для возможности дальнейшего взаимодействия эмоциональных и интеллектуальных процессов. У детей младшего школьного возраста происходит упорядочивание и углубление знаний об эмоциональных переживаниях людей. Особая стру ...
Фактор энергетического обеспечения
Связан с работой с глубинными отделами мозга. Активное состояние мозговых структур, континуум «сон – бодрствование» регулируется самим же мозгом, прежде представленными в нем отделами, имеющими отношения к витальным потребностям, к регуляции биологических ритмов и систем жизнеобеспечения организма. Потенциал активности, возможности чело ...