Познавательный компонент у детей с нарушениями слуха
Страница 1

Материалы » Особенности развития познавательного компонента у детей » Познавательный компонент у детей с нарушениями слуха

Нарушение слуха, недостаточное речевое развитие и развитие всех психических процессов, а так же недостаточность двигательных средств и несформированность психомоторики в целом, отражается на сроках и качестве овладения всеми видами деятельности, в том числе и на качестве овладения учебной деятельностью, которая является ведущей в младшем школьном возрасте.

В связи с этим исследование различных аспектов возрастного развития и формирования двигательного и познавательного компонентов психомоторики у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, приобретает особую актуальность.

Так как знание особенностей психомоторного развития младшего школьника с нарушениями слуха смогут расширить представления о взаимоотношениях слуховой и психомоторной системах в случаях слуховой патологии.

Кроме того, данные такого исследования смогут помочь педагогу и всем участникам образовательного процесса объективно заглянуть во внутренний мир психомоторных функций младшего школьника с нарушениями слуха, выявить их сильные и слабые стороны.

Полученные знания смогут быть использованы для компенсации недостающих или слаборазвитых психомоторных функций, для преодоления последствий нарушения слуха или индивидуализации учебно-воспитательного процесса младших школьников с нарушениями.

Целью данного исследования было изучение психолого-педагогических особенностей развития и взаимосвязь двигательного и познавательного компонентов психомоторики младших школьников с нарушениями слуха.

В исследовании принимали участие 52 младших школьника без нарушения слуха и 101 младших школьника с нарушениями слуха (53 слабослышащих и 48 глухих младших школьников) в возрасте 6-10 лет. Для диагностики особенностей развития двигательной сферы использовалась "Метрическая шкала" предложенная М.О. Гуревечем и Н.И. Озерецким.

Для исследования уровня развития познавательной сферы использовалась методика Векслера (WISС) детский вариант адаптированный А.Ю. Панасюком.

Результаты проведенного исследования показывают, что у глухих и слабослышащих младших школьников в сравнении с нормально слышащими сверстниками имеется качественное своеобразие двигательного и познавательного компонентов психомоторики.

В развитии двигательной сферы у слабослышащих и особенно у глухих младших школьников обнаруживается отставание в сроках формирования всех компонентов движений (статическая координация; динамическая координация движений; скорость движений, одновременность движений, отчетливость движений (синкинезия); двигательная память), которые оказывают влияние на успешность овладения всеми видами деятельности.

Так же была выявлена тенденция, что чем существеннее степень выраженности проблем в развитии слухового анализатора, тем ниже ступень развития двигательной сферы ребенка (при р<0,01-0,001).

Глухие младшие школьники значительно и достоверно (при р<0,01-0,001) уступают по уровню развития двигательной сферы слабослышащим и младшим школьникам без нарушения слуха.

Суммарные различия показателей между глухими и младшими школьниками без нарушения слуха в возрасте 6-10 лет составляют (275,7%; 266,3%; 229,6%; 193%; 165,1%).

Между слабослышащими и младшими школьниками без нарушения слуха различия в 6-10 лет составляют (151,1%; 144,9%; 134,7%; 125%; 124,2).

Между глухими и слабослышащими младшими школьниками в 6-10 лет по изученным двигательным, суммарные различия составляют (182,4%; 183,8%; 170,4%; 154%; 132,9%).

Так же в процессе диагностики было выявлено своеобразие в развитии познавательной сферы глухих и слабослышащих младших школьников, которое проявляется в первую очередь в низком уровне речевого развития, а так же в недоразвитии памяти, внимания и мышления.

Проводя сравнительный анализ показателей, характеризующих качество познавательных процессов, нами так же было выявлено отставание в развитии глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста от слышащих сверстников (при р<0,01-0,001).

Страницы: 1 2


Мельница
Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности. Условия игры. Все играющие становятся в круг на расстоянии не меньше 2-х метров друг от друга. Один из игроков получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. постепенно скорость передачи увеличивается. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из ...

Личностные качества, препятствующие успеху в бизнесе
Качествами, которые противопоказаны предпринимателю, являются эмоциональная неуравновешенность, ленивость, пассивность, внушаемость, чрезмерная исполнительность и пунктуальность. Последние в этом списке качества традиционно относятся к положительным, однако то, что хорошо у наемного работника, является минусом для предпринимателя, котор ...

Состояние тревоги, как фактор социально-психологической адаптации студентов первого курса
В настоящее время понятие "тревоги" и "тревожности" давно вышли за пределы психиатрии и стали привычными в психологии, физиологии и этологии, что подчеркивает общебиологическую значимость этих понятий, объединяя различные их проявления у человека. По мнению И.Н. Михайленко, Ю.Л. Нулери, И.В. Дубровина, А.И. Захарова ...