Виды девиантного поведения.
Страница 2

Материалы » Девиантное поведение » Виды девиантного поведения.

33)экономическая нестабильность;

34)влияние улицы.

Среди причин подростковой и юношеской девиантности чаще всего встречаются:

• причины, связанные с психическими и психофизиологичес­кими расстройствами;

• причины социального и психологического характера;

• причины, связанные с возрастными кризисами. Известна и ныне популярна точка зрения И.А. Невского о том, что отклонения у подростков вызваны не какими-то жест­кими личностными конструктами, а некими особенностями, предрасполагающими к формированию тех или иных девиантных или делинквентных элементов в поведении.

В исследовании Н.В. Майсак установлено, что личност­ные особенности младших подростков с девиантным и норма­тивным поведением сходны в основных своих характеристи­ках — в уровне напряженности, повышении экстравертированности, эмоциональной возбудимости, связанных с началом подросткового кризиса, — но отличаются своеобразием лич­ностных черт. В то время как младшему подростку с норма­тивным поведением свойственны социальная лабильность, опе­рациональная напряженность, эмпатия, общительность, ори­ентация на социальные нормы и ценности, интеллектуальность, а также позитивный образ родителей, свидетельствующий о по­ложительно окрашенных взаимоотношениях подростка в семье, подросток с девиантным поведением имеет свои особенности:

• негативную психическую напряженность;

• акцентуированную готовность к риску;

• психическую ригидность;

• выраженную ориентацию на нормы девиантной подро­стковой группы;

• непредсказуемость поведения;

• высокую агрессивность.

Выделенные личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением создают особую напряженность, ко­торая поддерживает составляющие условного «личностного комплекса». Проявление и закрепление специфических лич­ностных особенностей младшего подростка с девиантным поведением зависит от позиций конфронтации в отношениях с родителями и частотности повторения отклоняющихся форм поведения.

В биологических, психологических, социологических и культурологических концепциях объясняются причины происхождения отклоняющегося поведения либо с точки зре­ния природы девиантной личности, либо с позиций отсут­ствия норм в социуме и девиантности субкультуры. Навер­ное, правильнее при анализе причин учитывать сочетание различных взаимодополняющих факторов, обуславливающих отклоняющееся поведение — индивидного, психолого-педа­гогического, социально-психологического, личностного, со­циального.

По мнению большинства психологов и социологов, наиболее продуктивным считается социально-личностный подход, ос­нованный на использовании принципа дополнительности как взаимодействия ситуативных и трансситуативных (личностных) факторов, объединяющих биологические, психологические и социальные причины девиаций. Причем детерминирующими от­клоняющееся поведение являются личностные факторы, а ситуативные играют роль модулятора, определяя вариатив­ность проявления личностных особенностей (С.А. Белокобыльская, В.П. Емельянов, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан, С.А. Тарарухинидр).

Страницы: 1 2 


Цели и задачи специальной педагогики
Основная цель специальной педагогики - выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности. Задачи специальной педагогики: 1. изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; ...

Нейропсихологический подход. Основные принципы
Нейропсихология – область психологии тесно связанная в мирровой науке с именем одного из выдающихся отечественных психологов - А.Р. Лурия. Нейропсихология изучает мозговую организацию психических функций. Центральное в нейропсихологическом подходе занимает знание того, какие именно составляющие психики, входящие в психические действия, ...

Исторический аспект музыкальной психотерапии
Первые ростки науки музыкальной психологии можно найти еще в трудах античных философов. Одним из важнейших понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях – не только в танцах, пении и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках ...