Динамика девиантности.

Материалы » Девиантное поведение » Динамика девиантности.

Описывая динамику отклоняю­щегося поведения подростка, Б.Н. Алмазов указывает три ста­дии его социальной дезадаптации:

1) компенсаторно-уступчивая стадия, когда ребенок или под­росток стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды, дезактуализацией главной цели, переориентацией на цели более общего порядка;

2) стадия конфликтно-демонстративная возникает, если пред­шествующая линия поведения не приносит желаемых ре­зультатов;

3) стадия внутренней средовой изоляции, когда учащийся пе­рестает считать себя членом группы и начинает ориентиро­ваться на мнение единомышленников.

Нарушая дисциплину, демонстрируя деструктивные спо­собы поведения, подросток часто хорошо осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этими нару­шениями стоит одна из четырех мотивационных целей: при­влечение внимания, власть, месть, избегание неудачи.

Привлечение внимания. Ощущая недостаток внимания, подростки придумывают различные выходки, суть которых — демонстративность. Существуют тысячи способов привлече­ния внимания. Различают активную и пассивную формы при­влечения внимания. Эта потребность обусловлена недостат­ком получаемого внимания. Неадекватные дерзкие выходки обусловлены тем, что других социально приемлемых способов привлечения внимания у детей нет, они им неведомы. Сильная сторона этой мотивационной цели — жизненность, дети изо всех сил показывают, что им необходимо внимание. Чем боль­ше внимания дети получать в ответ на свои демонстративные способы, тем более укореняется этот вариант поведенческого паттерна.

Власть. Властолюбивое поведение проявляется в актив­ной и пассивной формах. Активную форму составляют крик, визг, нежелание слушать, хамство. В пассивной форме улыба­ются, говорят то, что нужно, а делают, что хотят. Ни в грош не ставят взрослых, воспитателей, постоянно прибегают к раз­личным оправданиям, легко врут. При попытках прекратить, остановить подобное поведение возникает конфронтация. При­чины такого поведения кроются в субъективном прочтении де­мократии, равенства и свободы в отношениях— делаю, что хочу. Другой причиной выступает мода на сильную личность, которая понимается как проявление силы и властолюбия.

Месть как мотивационная цель поведения присуща злоб­ным детям. Она может быть следствием властолюбия, на кото­рое последовала реакция применения силы. Обида может быть случайной, но в ответ следуют активные формы проявления мстительности: жестокость, удары. Проявление мстительнос­ти может носить непрямой характер: такие дети портят, лома­ют, крушат все, что только можно (портят мебель, рвут книги, могут украсть кошелек, порвать чужую одежду и пр.)- Такие действия совершаются не с отчаяния, побудительной силой выступает ненависть к обидчику, в пределе — к другому вооб­ще. Такие дети легко находят слабые места противника. В пас­сивной форме мстительность проявляется в виде отчужденно­го избегания. Во всех вариантах при применении силы в ответ на свое дурное поведение дети отвечают эскалацией мститель­ности — «встают на тропу войны». Природа подобного поведе­ния кроется в культивации насилия, способом защиты своего существования и психического выживания выбрана агрессия.

Избегание неудачи как мотивационная цель поведения проявляется в пассивной форме, лишь изредка возможен взрыв отчаяния. Конкретными способами избегания неудачи становится откладывание на потом, недоведение до конца, вре­менная утрата работоспособности, ложь во спасение, поиск и перебор других видов {вполне возможно и социально нео­добряемых) деятельности, выученная беспомощность, неса­мостоятельность и зависимость. Природа такого поведения кроется в боязни совершить ошибку при самостоятельном принятии решения, неоправданно высокие ожидания, которые предъявлялись таким детям, перфекционизм, упор на соревно­вание (выиграть, проиграть, не играть совсем). Сильная сторо­на реализации такого варианта мотивационной цели, быть не­превзойденным хоть в чем-то одном, а это в свою очередь дает обильные всходы в девиациях поведения.


Источники организационных конфликтов
Таблица 1: «Источники организационных конфликтов» Направленность конфликтного поведения Отмечается испытуемыми в собственном поведении, %случаев Отмечается испытуемыми в поведении других, %случаев Направленность на сотрудничество и взаимопонимание при разрешении конфликта 41 % 4% Склонность к компромиссным реше ...

Внимание
Внимание – это сосредоточенность сознания человека на определенных предметах, явлениях или видах деятельности. Свойствами внимания являются устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение. Устойчивость внимания измеряется периодом, в течение которого человек может быть сосредоточен на каком-либо объекте или виде деятельн ...

Особенности профессиональной Я-концепции у учащихся среднеспециальных учебных заведений с разным уровнем социально-психологической адаптацией
В большинстве разработанных моделей зарубежных и отечественных исследователей до сих пор до конца не разводятся понятия Я-концепция, образ Я и самооценка. Некоторые авторы обращают в большей степени свое внимание на соотношение профессиональной Я-концепции и образа Я. Другие ученые обращаются к рассмотрению понятий образ Я и самооценка ...