Психологические основы судебного процесса по уголовным и гражданским делам
Страница 2

Материалы » Судебно-психологическая экспертиза » Психологические основы судебного процесса по уголовным и гражданским делам

Существует психологическая специфика и в допросе свидетелей и потерпевших. Так, учитывая, что при судебном разбирательстве показания вновь даются, как правило, после значительного промежутка времени от первичного допроса на предварительном следствии, а так же в условиях гласности, обусловленной присутствием судебной аудитории, то суду требуется учитывать возможные искажения: или из-за процесса забывания, присущего человеческой памяти, или из-за особенностей ролевого личностного поведения (например, феномена «публичности поведения»). В этой связи, если свидетели не могут вспомнить какие-либо интересующие суд факты, то их с учётом закономерностей функционирования памяти (ретроактивное проактивное торможение) следует допрашивать с учётом обстоятельств, непосредственно предшествовавших этим фактам или следовавших за ними. В случае же ролевого поведения свидетелей, потерпевших, которые не хотят предстать перед судебной аудиторией в «неприглядном виде», их избранные поведенческие стереотипы могут быть разрушены за счёт тактики и приёмов ведения перекрестного или «шахматного» допроса, а так же убеждения в важности следования гражданскому долгу, нравственным и общечеловеческим ценностям.

Особую сложность представляет и допрос малолетних и несовершеннолетних свидетелей и потерпевших. Малейшие нарушения в тактике допроса (его затяжной характер, влияние внушающих воздействий и пр.), а также несоблюдение его процессуальных прав (например, возможности присутствия родителей, воспитателей) может вести к неадекватностям в показаниях или даже ложно-ситуативной интерпретации интересующих суд фактов.

Планирование и организация судебной деятельности носит творческий характер, состоящий в выборе наиболее эффективных процессуальных действий, их систем, степени и последовательности использования.

Страницы: 1 2 


Подход, где в центре помещаются проблемы переноса и контрпереноса
В учебном контексте усложняющаяся клиническая информация представляется на супервизиях в дидактической (а не эмпирической) форме. Практикант имеет возможность использовать супервизорскую информацию в личных или практических целях, но делать это он должен в приватном порядке. Практикант может принять к сведению то, что он узнал на суперв ...

Психологические идеи в русской философии XVIII века
Публикуется по изданию: Большакова В.В. Психологические идеи в русской философии XVIII века // Психологическая мысль России: век Просвещения / Под ред.В.А. Кольцовой. СПб., 2001. С.63-71*. Развивая просветительские идеи, необычайно широкую и плодотворную общественную деятельность в XVIII в. развернул Николай Иванович Новиков, талантлив ...

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
Эта теория, предложенная в русле когнитивной психологии американским ученым Л. Фестингером, рассматривает когнитивный диссонанс как один из главных факторов, управляющих поведением человека. До теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер разрабатывал идеи социального сравнения. Основная суть этих идей состоит в том, что человек имеет те ...