Судебно-психологическая экспертизаСтраница 2
6) экспертиза по определению содержания и иерархии основных мотивационных линий личности;
7) экспертиза по наличию или отсутствию у лица в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.
В связи с тем, что по многим из указанных видов экспертиз в контексте конкретного типа дел (уголовных, гражданских и пр.) еще существует ряд дискуссий методолого – теоретического и методологического характера (например, какие именно задачи могут и должны решать СГТЭ; как соотносить данные СПЭ с категориями, используемыми в законах и др.), то остановимся на практике проведения конкретных психологических экспертиз в суде более подробно.
В отношении первого из указанных видов экспертизы – установления эмоциональных состояний – споры среди юристов и психологов ведутся, прежде всего, в аспекте сути правового термина «состояние внезапно возникшего волнения» (ст. 104, ПО УК РФ). Так, юристы обычно настаивают на необходимости исследования возможности возникновения лишь в момент преступления у человека состояния аффекта -
внезапно возникающего кратковременного состояния крайнего психического перевозбуждения и бурных реакций, характеризующихся сужением сознания. Психологи же считают, что, помимо различных типов аффектов, следует исследовать возможное наличие других негативных эмоциональных состояний (дистресс, флустрация, кризис и пр.), которые могут влиять на способности человека к осознанию своих действий и управлению ими.
На различных стадиях исследования/установления так называемых фактов первой и второй степени должны решаться следующие задачи:
- выявление предрасположенностей к аффекту, основных, связанных со сложившимися свойствами личности, и актуальных, вызванных имевшимся неблагоприятным функциональным психофизиологическим состоянием (из-за постоянной интоксикации, переутомления, эмоционального потрясения, бессонницы и пр.);
- определение вида воздействия внешнего раздражителя (например, провоцирующих действий потерпевшего) и в целом роли окружающей среды как фактора поведения;
- анализ действий субъекта во время возникновения негативного эмоционального состояния и после него;
- анализ отношения самого действовавшего лица к своим действиям.
Решение этих задач позволяет эксперту – психологу сделать выводы и о том, повлияло ли (и если да, то каким образом) эмоциональное состояние на способность лица в конкретной ситуации осознавать фактическое содержание своих действий и на его возможности в полной мере осознанно руководить ими. В случае установления состояния физиологического аффекта подэкспертный признается судом вменяемым и соответственно несущим юридическую ответственность. В случае обнаружения патологического аффекта требуется дополнительная судебная экспертиза, чтобы выявить лежащие в его основе психопатологические изменения личности (например, маниакально – депрессивный синдром, различные навязчивые идеи, осознаваемые субъективно как реальные, и пр.). При обнаружении аномального аффекта, вызванного патологически измененными закономерностями развития из-за определенных внешний воздействий (алкоголь, наркотики, интоксикация), уже требуется проводить комплексную психолого – психиатрическую экспертизу.
Самореализация личности. Потребность личности в самореализации
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её ...
Новые знакомства и приобретение друзей
Если вы хотите иметь друзей, развивайте в себе способность видеть потенциального друга в каждом новом знакомстве. Приветствуйте или пытайтесь заговорить с людьми, которых вы встречаете повсеместно, в особенности, если видите одни и те же лица по соседству, в магазине, в церкви и т.д. В какой бы ситуации вы ни разговаривали или ни намере ...
Развитие мышления в раннем возрасте
Развитие мышления ребенка зависит, во-первых, от деятельности самого ребенка – в основе мышления лежит его чувственный опыт – и, во-вторых, от влияния взрослого, который учит способам действия и дает обобщенные названия предметов. Практическое действие с предметом зачастую приводит малыша к решению возникших в конкретной ситуации задач. ...