Анализ учебной мотивации и психологического благополучия подростков как факторов образовательной среды
До недавних пор считалось, что в нашей стране одна из самых лучших систем образования. В начале нового тысячелетия было проведено международное исследование, направленное на измерение уровня знаний и умений учеников 10-х классов по разным учебным дисциплинам в различных странах мира, в число которых вошла и Россия (проект PISA). По всем направлениям исследования PISA-2006 результаты российских учащихся статистически значимо ниже, чем результаты по странам ОЭСР или средние международные результаты. Рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 57 стран с учетом ошибки измерения составляет: 33-38 по естественнонаучной грамотности; 32-36 по математической грамотности; 37-40 по грамотности чтения. (По сравнению с результатами предыдущих циклов исследования PISA по математике не произошло существенных изменений, а по чтению результаты стали статистически ниже, чем в 2000 году). На наш взгляд, эти результаты могут быть связаны с несколькими факторами, в числе которых немаловажным является стремительно падающий уровень учебной мотивации российских школьников (см. Гуткина, Печенков, 2006 и др.), отсутствие стремления учителей заинтересовать учащихся учебным материалом и научить их думать, а не зубрить школьный учебник.
В связи с этим предположением возникла другая гипотеза, в соответствии с которой учебная мотивация учащихся зависит от программы обучения, преобладающей в школе и психологического климата в школе в целом, а также от характера детско-родительских отношений и ценностей, исповедуемых семьей и обществом в целом. Для того, чтобы проверить первую часть данной гипотезы, под руководством Т.О. Гордеевой было спланировано исследование, направленное на выявление уровня учебной мотивации учащихся разных школ. Были подобраны школы с традиционным обучением (общеобразовательная школа № 1804) и с развивающим обучением (экспериментальная школа № 91 РАО). Для измерения уровня учебной мотивации и определения психологического благополучия учащихся были составлены батареи методик для учащихся 6-х классов.
Роль мышления в познании
Мышление - верх блаженства и радость
жизни, доблестнейшее занятие человека.
Аристотель
Познание развивается от незнания к знанию, от знаний менее полных и точных к более полным и точным знаниям. Этот процесс имеет сложный, противоречивый характер. Чувственное познание (или живое созерцание) протекает в трёх основных формах: ощущение ...
Различное понимание мотивации
Существуют разные виды мотивации: внутренняя и внешняя, мотивация достижения в форме соревновательного стресса.
Выделяют столько видов мотивации, что понятие самомотивация становиться более ясным.
Ориентация, основанная на характерных особенностях – мотивация основывается на личностных особенностях, т.е. мотивация определяется главным ...
Психология как наука
Что же изучают современные психологические науки? Эти науки, конечно, исследуют те явления, которые мы называем психическими. В связи с необходимостью изучения данных явлений в науке ставятся и решаются вопросы о сущности, происхождении и классификации этих явлений, о тех законах, которым они подчиняются в своем функционировании и разви ...