Преодоление вербальной агрессии подростков и юношей
Страница 1

В настоящее время проблема агрессивности подростков и юношей актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице и в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением. Усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым. Особенно явно наблюдается проявление вербальной агрессии в юношеском возрасте. Увеличивается число юношей и девушек, которые в этом возрасте употребляют нецензурные выражения в адрес, как сверстников, так и взрослых.

Многие психологи, изучающие юношеский возраст особое внимание уделяют общению. Тем не менее, в современной психологии оказывается не достаточно разработанной проблема изучения развития общения у старшеклассников, не выяснены условия психологического сопровождения и помощи старшеклассникам в становлении у них позиции субъекта межличностного общения. Кроме того, если подойти к пониманию вербальной агрессии как проявлению примитивного уровня развития общения, то необходимо исследовать то, какие ступени перехода к более высоким уровням необходимо поддержать в юношестве, для того, чтобы помочь возникновению ориентировки на высокие эталоны личностного общения. Актуальным направлением прикладной психологии является разработка способов и средств, помогающих преодолевать различные по психологической природе формы вербальной агрессии в подростничестве и юности. Поэтому мы посвятили свое исследование именно этой теме.

Проблема нашего исследования состояла в изучении особенностей проявления вербальной агрессии у старшеклассников и учащихся ПТУ, изучении психологических условий их преодоления при проведении развивающего курса "Весь мир - театр".

Исследование состояло из двух частей. Первая часть заключалась в проведении констатирующего исследования в форме опроса 90 человек. Его цель - выявление своеобразия проявлений вербальной агрессии в ситуациях общения с ровесниками, родителями и незнакомыми взрослыми. Выявлялась методом анкеты готовность респондентов изменять формы выражения своих эмоциональных состояний, отказываясь от грубых, нецивилизованных выражений в пользу более культурных.

Дальнейшая часть исследования предполагала проведение развивающего курса, направленного на преодоление грубых форм проявления вербальной агрессии у старшеклассников. Для этого была осуществлена модификация проекта "Весь мир - театр" в направлении, отвечающем возможностям управления процессом становления планируемых новообразований и целенаправленного подбора содержания и форм его проведения.

Общие принципы проектного подхода предполагают:

Наличие определенной проектной задачи. В нашем курсе в качестве такой задачи выступало написание сценария фильма, театральной пьесы или сценария массового представления и его постановка;

Разработку системы подводящих задач, позволяющих поддержать становления психических новообразований, которые должны найти свое выражение в процессе подготовки к центральной проектной акции и ее осуществления

Для нас - это были задачи, провоцирующие рефлексию участников своих несовершенных способов и средств общения в ситуациях содержательных конфликтов.

Таких подводящих задач было 15, первые из них были использованы для осознания участниками проблемы совершенствования способов общения, подбора новых средств разрешения конфликтных ситуаций (7 заданий), остальные были включены как эпизоды в общий ход подготовки проектной акции - создание сценария кинофильма и его съемка.

Результаты первой части исследования можно отразить в следующих положениях:

1. И школьники, и студенты ПТУ чаще употребляют грубые и нецензурные формы вербальной агрессии по отношению к сверстникам, чем по отношению ко всем остальным (родителям и незнакомым взрослым).

2. Анализ содержания тех ситуаций, которые, по мнению испытуемых, провоцируют их на выражение вербальной агрессии, показал, что в общении со сверстниками и незнакомыми взрослыми и ту и другую группу респондентов провоцирует вербальная агрессия (прямая и косвенная), направленная на них. А в отношении с родителями основной провокацией является неделикатное управление родителями жизнью и деятельностью своего ребенка.

3. Также следует отметить, что большое количество юношей заинтересованы в преодолении привычек применения нецензурных форм выражений и готовы принять предложения о помощи.

В качестве такой помощи выступил развивающий курс "Весь мир - театр". В целом в ходе проекта развитие участников осуществлялось по пяти линиям: включение и отношение к совместной деятельности; изменение характера взаимодействия в группе; динамика использования экспрессивных средств; присвоение средств разрешения конфликта; уровень рефлексии.

Страницы: 1 2


Характеристика личностного развития современных первоклассников
На рубеже 20-21 вв. система дошкольного и начального школьного образования в России претерпела значительные изменения. В старшем дошкольном возрасте традиционные дошкольные виды деятельности в значительной степени были вытеснены занятиями по школьному типу. В дошкольных учреждениях проводятся «тренировочные» занятия по математике, родно ...

Подростковый ревматоидный артрит
Дети с таким заболеванием часто подвержены психическим проблемам. В норвежском исследовании 64% детей с ПРА имели психические нарушения (чаще депрессию и беспокойство), но зачастую мягкого или умеренного характера. Такую депрессию невозможно проследить родителям, и достаточно умный ребенок может скрыть ее симптомы. Другие исследования ...

Игра-тест «Кошелек»
В эту игру вы можете играть в семейном кругу или в компании друзей. Число участников не ограничено (чем больше, тем лучше для развития памяти). Суть игры состоит в том, что каждый участник повторяет слова, предложенные предыдущими играющими, и добавляет что-то свое. «Пропадает» тот, кто не может повторить цепочку слов в том же порядке и ...