Сущность общения: функция и виды общения
Страница 2

Психология общения » Сущность общения: функция и виды общения

- Персональная дистанция (50-120см.) Нормальное расстояние, на котором осуществляется общение знакомых людей. На этом расстоянии удобно проводить беседу. Громкость голоса - средняя.

- Социальная дистанция (120-400см.) - на этом расстоянии улаживаются безличные дела, происходят формальные встречи в кабинетах и других общественных местах. На этом расстоянии каждый может заниматься своим делом, не мешая друг другу.

- Публичная дистанция (400-750см.) - на таком расстоянии детали лиц, мелкие движения не улавливаются. Голос становится громче, слова тщательно подбираются и выговариваются. Общение формальное, чаще всего - с группой людей. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше нашего (социальная дистанция), тогда как люди равного статуса общаются на относительно близком расстоянии (персональная дистанция).

У каждого человека есть свое “персональное пространство” - такая область вокруг человека, которую он считает своей и вторжение в нее воспринимается негативно. Вторжение в персональное пространство приводит к росту раздражительности, тревоги, стрессу и конфликтам. Замечено, что люди более конфликтные, подозрительные и нелюдимые окружают себя более широкой зоной персонального пространства, чем люди общительные, уживчивые и покладистые.

Кроме дистанции важно обращать внимание на взаимное расположение собеседников и их позы.

- Люди хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят бок о бок.

- Стол между собеседниками обычно ассоциируются с властью и различием в положении: “Я хозяин, а ты гость”

- Когда слушающий садится сбоку от стола, возникают наиболее благоприятные условия для контакта.

Паралингвистические особенности невербального общения.

Цицерон сказал: “Ведь бывает, что человек судит здорово, но внятно изложить свои мысли не может”. В настоящее время - это одна из проблем человеческого общения. Несовершенное владение речью, ее засоренность, незнание и неумение использовать паралингвистические особенности не позволяют людям прийти к взаимопониманию. Рассмотрим паралингвистические явления, которые являются наиболее значимыми для понимания эмоционального состояния, намерений и личностных особенностей говорящего.

1) Громкость и высота звука.

Если встречаются малознакомые люди, то лидеров первоначально выбирают из тех, кто больше и громче говорит. Окружающим кажется, что если человек громко говорит - значит, он уверен в себе, в своей позиции. Вместе с тем сама по себе громкость голоса является эффективным средством воздействия на других людей. Говорить громче бывает легче, если одновременно повышать частоту - это и есть разговор “на повышенных тонах”. Если повышение тона переходит допустимый уровень, то это воспринимается как покушение на личное достоинство и часто вызывает реакцию “Не кричите на меня!” В конфликтной ситуации повышения тона вообще недопустимо — фактически это одна из распространенных причин того, что деловые разногласия по поводу конкретного вопроса перерастут в разрушительный межличностный конфликт. Наиболее эффективной является тактика постоянного изменения громкости голос; Парадоксально, но факт: то, что сказано более тихим голосом на фоне громкой речи, привлекает гораздо больше внимания, чем сказанное еще громче.

2) Темп речи

Люди говорят быстро:

- когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо;

- когда говорят о личных трудностях;

- когда хотят убедить в чем-то собеседника или уговорить его.

Медленная речь свидетельствует об усталости, угнетенном состоянии, или, с другой стороны - о высокомерии. Если один собеседник увеличивает длину высказываний, то другой тоже это делает. Удлиняются также высказывания того собеседника, в чьих словах усомнились.

3) Ритм речи

Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Когда люди говорят на трудные для себя темы, они чаще запинаются, неправильно строят фразы. Слушатели, однако, не всегда делают поправку на волнение говорящего. Чем больше прерывиста его речь, чем больше в ней запинок, слов-паразитов, тем более некомпетентным кажется он слушателям.

4) Пауза.

Умение держать паузу - порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько минут молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание.

5) Интонация (тон голоса)

Интонация-это не только модуляция высоты тона и способ подчеркивания каких-то элементов высказывания. Это способ выражения чувств, эмоций, отношение говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается (властная интонация, насмешливая, ироническая, уверенная и т.п.) По образному выражению М. Бахтина, “в интонации соприкасается говорящий со слушающим”. Установлено, что энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, а печаль, горе и усталость - мягким и приглушенным, с понижением интонации к концу каждой фразы. Важно понимать, что, если между тем, что вы говорите, и тем, как говорите, существует расхождение, люди больше будут доверять тону голоса. Расхождение - признак наличия подтекста, скрытого смысла, который интуитивно воспринимается нами как истинный.

Страницы: 1 2 


Психологические аспекты психического здоровья детей
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ ...

Отношения и социально-психологические качества личности
Если сравнивать людей между собой по присущим им социально-психологическим характеристикам, то они отличаются друг от друга степенью осознания своих отношений сторонам действительности, а также глубиной и правильностью понимания причин, которые эти отношения вызывают. Эти факторы зависят от определенных черт характера, под которым в пси ...

Классификация и характеристика эмоций и чувств
Эмоции и чувства человека чрезвычайно разнообразны. Их можно классифицировать по различным основаниям. По роли в деятельности человека они подразделяются на две группы: стенические – активизирующие деятельность и астенические – вызывающие пассивность, подавляющие, угнетающие жизнедеятельность. По сложности и содержанию различают чувства ...