Введение

Формирование правовой культуры современного российского общества актуализировало проблему изучения эффективного механизма совершенствования правовой образованности людей, их умений и навыков пользоваться правом в реальной жизни. При этом морально-правовое развитие существенным образом изменяется и приобретает зрелость в подростковом возрасте.

Становление самосознания представляет собой центральный вектор личностного развития в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Являясь основным новообразованием подросткового возраста, самосознание интенсивно развивается в этот период, претерпевает значительные изменения, общим направлением которых является путь от синкретичности самосознания к его дифференцированности (Л.С. Выготский).

Таким образом, целью нашего исследования стало изучение гендерной и возрастной специфики морального развития и развития правосознания в подростковом возрасте.

Возрастная и гендерная специфика правовой социализации в подростковом возрасте

Выдвинутые нами гипотезы таковы:

1) уровень развития правового и морального сознания в старшем подростковом возрасте будет выше, чем в младшем;

2) уровень развития правового и морального сознания у девушек и у юношей будет существенно отличаться.

Для сбора эмпирического материала использовались методики: "Гипотетические моральные дилеммы" Л. Колберга и, построенный на основе концепции Колберга, "Опросник Д. Тапп".

Полученные данные подвергались качественному анализу, с целью определить уровень морального и правового развития путем сопоставления ответов испытуемых с характеристиками отдельных уровней по Л. Колбергу и Д. Тапп.

В исследовании принимали участие 2 группы испытуемых, общим количеством 34 человека (девушки и юноши). Возраст испытуемых первой группы - 11 - 13 лет, второй - 15 - 16 лет.

Далее подробнее остановимся на полученных результатах и выводах исследования.

Уровень развития и морального, и правого сознания в старшем подростковом возрасте наблюдается более высокий, чем в младшем. У подростков 11 - 13 лет в восприятии ими законов и прав преобладает эгоцентрическая точка зрения, они следуют законам, чтобы избежать наказания.

А испытуемые 15 - 16 лет в определении закона уже учитывают точку зрения социальной системы, признают ее всеобщую значимость и исполняют законы для поддержания общественного порядка. Кроме того, старшие подростки обладают большей правовой грамотностью и осведомленностью, чем подростки младшего подросткового возраста.

Что касается решения моральных проблем, то в младшем подростковом возрасте оно осуществляется с опорой на поддержание хороших межличностных отношений с окружающими.

А в группе старших подростков уже появляются ответы с ориентацией на универсальные принципы справедливости, на высшую ценность человеческой жизни.

Таким образом, полученные данные подтверждают существование связи между уровнем развития правового и морального сознания индивида и его возрастом, которая была выявлена Л. Колбергом.

Гипотеза о том, что уровень развития правового и морального сознания будет различным в зависимости от гендерной принадлежности, эмпирически не подтвердилась.

Однако нами выявлено существование некоторых гендерных особенностей развития правового и морального сознания. Девушки как старшего, так и младшего подросткового возраста следуют законам для поддержания общественного порядка и ориентируются на социально одобряемое поведение.

В группе юношей старшего подросткового возраста результаты, разнообразнее: встречаются как самые высокие уровни развития правового и морального сознания, так и самые низкие, они обладают большей свободой при ответах на вопросы, касающиеся правового устройства общества. Причиной этому, как подчеркивают К. Доу и К Гиллиган, могут служить противоположные принципы морального развития в гендерной социализации юношей и девушек.

Кроме того, правовая грамотность младших подростков находится на очень низком уровне и вопросы правового характера зачастую вызывают у них серьезные затруднения. Это связано с тем, что в возрасте 11 - 13 лет у испытуемых практически нет доступа к информации правового характера и специального обучения правовой грамотности.


Психофизиология органов чувств
С развитием физиологии органов чувств разгорается дискуссия о соотношении между двумя детерминирующими восприятие факторами – структурой органа и его упражнением. Возникает антитеза «нативизм – эмпиризм», которая особенно резко проявилась в спорах о природе пространственного видения. С именем Гельмгольца связана новое видение в физио ...

Измерение межстимульных различий
На возможности измерения различий между парой стимулов основаны многие методы современной психофизики. Так, получение матрицы различий для некоторого множества стимулов и последующий ее анализ методом многомерного шкалирования (ММШ; multidimensional scaling) позволяет получить n-мерное субъективное пространство, в котором размещено иссл ...

Индивидуальные особенности памяти
Некоторые из особенностей памяти могут упрочиться и стать свойствами личности (свойствами памяти данного человека). Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной и хранимой информации. Различия касаются также силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения, прочности сохранения и точности восп ...