Введение
Формирование правовой культуры современного российского общества актуализировало проблему изучения эффективного механизма совершенствования правовой образованности людей, их умений и навыков пользоваться правом в реальной жизни. При этом морально-правовое развитие существенным образом изменяется и приобретает зрелость в подростковом возрасте.
Становление самосознания представляет собой центральный вектор личностного развития в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Являясь основным новообразованием подросткового возраста, самосознание интенсивно развивается в этот период, претерпевает значительные изменения, общим направлением которых является путь от синкретичности самосознания к его дифференцированности (Л.С. Выготский).
Таким образом, целью нашего исследования стало изучение гендерной и возрастной специфики морального развития и развития правосознания в подростковом возрасте.
Возрастная и гендерная специфика правовой социализации в подростковом возрасте
Выдвинутые нами гипотезы таковы:
1) уровень развития правового и морального сознания в старшем подростковом возрасте будет выше, чем в младшем;
2) уровень развития правового и морального сознания у девушек и у юношей будет существенно отличаться.
Для сбора эмпирического материала использовались методики: "Гипотетические моральные дилеммы" Л. Колберга и, построенный на основе концепции Колберга, "Опросник Д. Тапп".
Полученные данные подвергались качественному анализу, с целью определить уровень морального и правового развития путем сопоставления ответов испытуемых с характеристиками отдельных уровней по Л. Колбергу и Д. Тапп.
В исследовании принимали участие 2 группы испытуемых, общим количеством 34 человека (девушки и юноши). Возраст испытуемых первой группы - 11 - 13 лет, второй - 15 - 16 лет.
Далее подробнее остановимся на полученных результатах и выводах исследования.
Уровень развития и морального, и правого сознания в старшем подростковом возрасте наблюдается более высокий, чем в младшем. У подростков 11 - 13 лет в восприятии ими законов и прав преобладает эгоцентрическая точка зрения, они следуют законам, чтобы избежать наказания.
А испытуемые 15 - 16 лет в определении закона уже учитывают точку зрения социальной системы, признают ее всеобщую значимость и исполняют законы для поддержания общественного порядка. Кроме того, старшие подростки обладают большей правовой грамотностью и осведомленностью, чем подростки младшего подросткового возраста.
Что касается решения моральных проблем, то в младшем подростковом возрасте оно осуществляется с опорой на поддержание хороших межличностных отношений с окружающими.
А в группе старших подростков уже появляются ответы с ориентацией на универсальные принципы справедливости, на высшую ценность человеческой жизни.
Таким образом, полученные данные подтверждают существование связи между уровнем развития правового и морального сознания индивида и его возрастом, которая была выявлена Л. Колбергом.
Гипотеза о том, что уровень развития правового и морального сознания будет различным в зависимости от гендерной принадлежности, эмпирически не подтвердилась.
Однако нами выявлено существование некоторых гендерных особенностей развития правового и морального сознания. Девушки как старшего, так и младшего подросткового возраста следуют законам для поддержания общественного порядка и ориентируются на социально одобряемое поведение.
В группе юношей старшего подросткового возраста результаты, разнообразнее: встречаются как самые высокие уровни развития правового и морального сознания, так и самые низкие, они обладают большей свободой при ответах на вопросы, касающиеся правового устройства общества. Причиной этому, как подчеркивают К. Доу и К Гиллиган, могут служить противоположные принципы морального развития в гендерной социализации юношей и девушек.
Кроме того, правовая грамотность младших подростков находится на очень низком уровне и вопросы правового характера зачастую вызывают у них серьезные затруднения. Это связано с тем, что в возрасте 11 - 13 лет у испытуемых практически нет доступа к информации правового характера и специального обучения правовой грамотности.
Исследование самооценки (методика Дембо – Рубинштейн в модификации Т.М.
Габриял)
1. Перед вами четыре «лестницы», соответствующие здоровью, умственному развитию, характеру и счастью. Выберете на каждой «лестнице» свою «ступеньку» и обведите кружочком выбранный пункт каждой «лестницы».
Здоровье
Умственное развитие
Характер
Счастье
Самые здоровые
Самые умные
С прекрасным характером
Чрезмерно ...
Основные категории общения и их характеристика
Прежде, чем проанализировать вопрос категорий общения и их характеристики, необходимо ответить на вопрос — что такое общение?
Одно из определений межличностного общения гласит, что общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаим ...
Нарушение влечений
Может наблюдаться жестокость к родителям, другим детям, животным. Агрессивные действия возникают как способ привлечь внимание окружающих, вступить в игру, а также как проявление радости. Аутоагрессивные действия носят спонтанный характер или возникают при неудачах. Инстинкт самосохранения может значительно снижаться. Дети часто выпадают ...