Расстройства восприятия
Страница 2

Материалы » Расстройство личности » Расстройства восприятия

Из психофизиологических закономерностей ощущений нужно иметь в виду явление адаптации, т. е. приспособление анализатора (в частности — его рецептора) к длительно действующему раздражителю, проявляющееся в ослаблении ощущения, хотя раздражитель и сохраняет прежнюю силу. Одни ощущения (тактильные, температурные и др.) отличаются быстрой адаптацией, другие (обонятельные, к некоторым видам запаха) — медленной, а к некоторым видам ощущений, например, болевым, адаптации совсем не возникает. Более того, один и тот же вид ощущений будет иметь различную адаптацию у разных людей и даже у одного и того же субъекта при изменении его физического и психического состояния. Под последействием понимается воз­можность продолжающегося переживания ощущений в (кратковременных) перерывах между раздражителями, так что в условиях прерывистого воздействия ощущение может длительно переживаться как сплошное, непрерывное. Оба эти феномена могут способствовать пониманию происхождения иллюзий, галлюцинаций и других форм расстройства чувственного познания.

Вместе с тем ощущение является начальным этапом познавательного процесса, элементарной формой чувственного познания, на базе которой строятся остальные, более сложные процессы — восприятие, представление и мышление. Восприятие является очередным, более сложным этапом чувственного познания, отражающим уже целостные образы предметов. Конечно, восприятие строится на основе ощущений, неотрывно от них, но оно не сводится к простой сумме ощущений. Эти последние сложно влияют друг на друга, сливаясь в результате в единый чувственный образ предмета так, что мы и переживаем его как таковой, не фиксируясь на отдельных ощущениях. Достигается это сложной аналитико-синтетической обработкой в коре головного мозга воспринимаемой в настоящий момент чувственной данности окружающего мира, когда одни ее элементы как несущественные опускаются, нивелируются, а другие, наиболее значимые, напротив, объединяются, обобщаются в единый чувственный образ данного предмета. Физиологическим механизмом восприятия являются сложные условные рефлексы на одновременные и последовательные комплексы раздражителей, компоненты которых интегративно взаимодействуют между собой в процессе замыкания нейроассоциации, но не завершаются действием (т. е. формированием образа), которое следует лишь на весь комплекс разом, как на неразрывное единство. Именно этим обеспечивается целостность, предметность восприятия и достоверность его, так как в восприятии отражается не символ предмета или только сходство, подобие его, а полный и точный образ противостоящего субъекту предмета.

Одной из особенностей восприятия является его константность, состоящая в относительном постоянстве формы, величины и цвета предмета в меняющихся условиях его восприятия. Мы воспринимаем присущие высокому прямоугольному зданию четкие линии формы, высоту и окраску не только находясь в непосредственной близости от него, но и тогда, когда удаляемся от него на 2—3 км, хотя на сетчатке глаза изображение этого объекта явно уменьшается, утрачивает прямоугольность, приобретает форму параллелепипеда и т. д.

Структурность восприятия проявляется в том, что центральная часть образа — фигура восприятия — в сознании человека переживается как более яркая и четко очерченная, ограниченная в пространстве, тогда как периферия его — фон восприятия — менее яркая и нечеткая и как бы расплывчатая в конфигурации и границах. Это свойство восприятия в норме гибко и динамично, так как у психически здорового человека фигура и фон восприятия адекватно сохраняются либо меняются местами в зависимости от его психической установки (определяемой проблемной ситуацией), направленности внимания и настроения. У психически же больных она может быть либо чрезвычайно лабильной, либо — значительно чаще — крайне инертной, патологически зафиксированной в силу чрезвычайного доминирования в их сознании патологических сдвигов настроения или бредовых систем.

Страницы: 1 2 3


Приемы регуляции и саморегуляции состояний спортсмена
Убеждение и внушение как основные методы психолого-педагогического воздействия Убеждение и внушение – это воздействие на спортсмена извне. Их задача не только создавать нужные отношения и состояния, побуждать к действиям – непосредственным или отсроченным, вызывать переживания или волевые усилия тут же или какое-то время спустя, но и з ...

Лидерство и общение
Есть формальные и неформальные лидеры. Качества, присущие лидеру – интеллект, эмпатия, внутренняя мотивация, гибкость, амбициозность, уверенность в своих силах, оптимизм. 4 компонента эффективного лидерства: 1. Стиль тренера (демократический, тоталитарный) 2. Ситуационные факторы – тренер должен учитывать ситуацию и окружающую среду ...

Связь семейных ценностей с акцентуацией характера юношей и девушек
Необходимость изучения семейных ценностей современной молодежи обусловлена тем, что, начиная с 90-х годов ХХ века, резко увеличилось число молодых пар, проживающих без юридического оформления брака, следствием чего явился стремительный рост внебрачных детей, увеличение количества неполных семей, ухудшение демографической ситуации. Актуа ...