Введение.Страница 1
В конце 50-х – начале 60-х гг. направления психологии, возникшие в период открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преобразования – необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология – начинают терять популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с которыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потребовали пересмотра исходных позиций, прежде всего бихевиористического течения, как возможности существования объективной психологии. Отношение к бихевиоризму встало в центр потому, что затрагивало самый существенный вопрос – судьбы психологии как науки о внутренних психических процессах. Но наиболее важным обстоятельством, способствовавшим такому положению, было появление новых продуктивных направлений в области экспериментальных исследований и теоретической психологии. Это, прежде всего, исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования, когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В.Франкла, исследования человеческого сознания в рамках наук о мозге – нейрофизиологии, нейроморфологии, нейропсихологии.
Наиболее широким течением, выражающим дух той эпохи психологии, является когнитивная психология. Она возникла в середине 60-х гг. в США и была направлена против бихевиористического исключения психического компонента из анализа поведения, игнорирования познавательных процессов и познавательного развития, против упрощенного подхода бихевиористов к обучению человека, который не мог служить основой для совершенствования учебного процесса.
Когнитивная психология развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т.е. на представлении о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают некоторую информацию из системы. У истоков когнитивной психологии стоят Дж.Брунер, Г.Саймон, П.Линдсей, Д.Норман, Дж.Р.Андерсон, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, ведущими представителями являются У.Найссер, Д.Бродбент, А.Пайвио и многие другие.
Основную область исследований в когнитивной психологии составляют познавательные процессы – память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и когнитивное развитие. Когнитивный подход распространился также на исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также социальную психологию.
Другим крупным направлением, которое так же, как и когнитивная психология, возникло как антитеза бихевиоризму и психоанализу, является гуманистическая психология. Ее основание как самостоятельного направления относится к началу 60-х гг. В 1961 г. был основан «Журнал гуманистической психологии» и создана Ассоциация за гуманистическую психологию. В 1964 г. состоялась конференция, положившая начало гуманистической психологии. Её лидирующими фигурами выступают Г.Оллпорт, Г.А.Мюррей, Г.Мэрфи, Ш.Бюлер, К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мэй. Непосредственными предпосылками для возникновения гуманистической психологии явились исследования по психологии личности конца 30-х гг. (Г.Оллпорт, Г.Мюррей) и послевоенного времени (Г.Мэрфи), и психология личностных конструктов Г.Келли, получившая, однако, наибольшее влияние в контексте когнитивной революции в психологии.
Основатели гуманистической психологии имели целью исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа в трактовке человека и выбрать более верную – жизненную – психологию, т.е. более полезную для жизни. Утверждалось в качестве предмета исследования понимание здоровой творческой личности – задача, которую не ставила никакая другая школа. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоисполнение (Ш.Бюлер), самоактуализация (К.Гольдштейн, А.Маслоу). Как третья ветвь психологии, гуманистическая психология обращается в первую очередь к тем способностям, которые отсутствовали или не присутствовали систематически как в бихевиористической, так и в классической психоаналитической теории: любовь, творчество, самость, рост, удовлетворение базисных потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, аффективность, смысл, честность, психологическое здоровье и близкие им понятия. В дальнейшем в центр становятся вопросы не теоретического характера, а больше практического применения, прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образования. Именно благодаря такой практической направленности это направление психологии приобретает влияние и получает широкое распространение. Большая заслуга в таком ходе развития гуманистической психологии принадлежит А.Маслоу.
Концепцию самоактуализации А.Маслоу, теорию самореализации Г.Олпорта, систему взглядов К.Роджерса, концепцию Г.Меррея можно отнести также к «персонологическому» направлению, которое возникло в противопо- ложность психоаналитическим системам во второй трети ХХ века. Несмотря на определенное различие, все эти концепции имеют общие исходные теоретические установки, которые и позволяют объединить их в единое психологическое направление. Все перечисленные психологи подчеркивают гуманистичность природы человека, выражающейся в изначально присущих индивиду потребностях в теплых межличностных отношениях, в общении, в уважении и т. п. Анализируя мотивационно-потребностную сферу личности, персонологи в качестве ведущего мотива выделяют стремление индивида к непрерывному развитию, становлению, совершенствованию. Именно устремленность человека в будущее, его цели, планы, перспективы, а отнюдь не его прошлое рассматриваются представителями данного направления как важнейшие характеристики личности. Всячески подчеркивается неповторимость, уникальность, индивидуальность каждой личности.
Этиология и патогенез
Причины, приводящие к возникновению олигофрении, очень разнообразны и далеко еще не полностью изучены (хотя известно уже более 100 вредных факторов)
Этиологические факторы олигофрении могут быть как эндогенной, так и экзогенной природы, возможно и их разнообразное сочетание, т.е. полиэтиологичность психического недоразвития. В целом пр ...
Формы организации труда.
Трудовые
поручения
- наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью.
Поручения многообразны по трудности (простые, сложные); характеру выполнения (индивидуальные ил ...
Сиблинговые позиции в семье
Сразу определимся, что сиблингами называют родных братьев и сестер в семье. Но как же часто приходится встречать братьев и сестер, которые не ладят между собой. И главная тому причина - ревность, испытываемая ими по отношению к родителям. Я думаю, ни для кого не секрет, что страшна не столько ревность и конфликты сиблингов, сколько их п ...