Проблема мотивации.Страница 1
В теории А.Маслоу, так же как в концепции Г.Олпорта, центральное место занимает проблема мотивации. В противоположность фрейдистам, исходящим из положения о непримиримой антагонистичности индивида и общества, о врожденной эгоистичности, антисоциальности человека, Маслоу доказывает, что социальность заключена в самой природе человека, что люди обладают настоятельными потребностями в общении, сопринадлежности, любви, уважении, которые имеют «инстинктиноидную» природу, специфическую для человеческого рода. А.Маслоу интерпретирует действительную социальность человека, считая ее биологическим свойством человеческого вида.
Антропологизация личности проявляется и во взглядах Маслоу на строение мотивационной сферы человека. Наиболее существенные для побуждения мотивы : 1) дефицитарные (за ними стоят потребности в пище и т.д.), они снимают напряжение и 2) бытийные, побуждающие человека подниматься над рутинным течением жизни, заставляющие защищаться, бороться за истину, честность и т.д. Жизнь в соответствии с 1-ым типом мотивов превращает человека в простого респондента, «реагирующего на обстоятельства». Бытийный образ жизни включает в себя наиболее значимые и волнующие моменты человеческого существования, а также моменты величайшей зрелости, проявляющиеся в подлинной индивидуальности и наполненности высоким содержанием жизни. Выдвигая идею об иерархическом строении мотивов, он считает, что неудовлетворение базальных потребностей порождает неврозы и психозы.
Над уровнем этих основных побуждений надстраивается метамотивационный уровень - уровень потребности в истине, добре, красоте, справедливости и единстве. Все они, по словам Маслоу, связаны со структурой человеческого организма и опираются на определенный генетический базис.
Побуждениям человека Маслоу приписывает те же характеристики, которыми Фрейд наделил импульсы «Оно». Они носят бессознательный характер и, помимо воли человека, определяют его действия. Теория Маслоу отрицает поэтому необходимость целенаправленного формирования потребностей человека. Не находит в ней отражения и факт непрерывного развития мотивационной сферы индивида как в онтогенезе, так и в ходе исторического развития общества.
Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элеметнарные. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Стоит только вспомнить многочисленные примеры из жизни деятелей науки, искусства, творивших, несмотря на постоянные лишения, моральные страдания, чтобы стала очевидной неадекватность первоначальных взглядов Маслоу действительному характеру человеческих потребностей. Проведя исследование в национальном масштабе, голландский психолог Ж.Хейзинга пришел к заключению, что все перечисленные Маслоу потребности наличествуют у представителей всех социальных групп и потребность в самоактуализации у индивидов, находящихся на низших уровнях в иерархии профессий, могла быть даже сильнее, чем у лиц, стоящих на верхних ступенях этой иерархии.
Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой пирамиды потребностей, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).
В то же время большинство представителей гуманистической психологии, дополняя и развивая теорию иерархии потребностей, приняло термин «самоактуализация», введенный Маслоу, как и его описание «самоактуализирующейся личности» без особых возражений.
Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу, это способ «проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение». Маслоу выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют личностный рост. Это может быть мгновенное переживание – «пик-переживание» или длительное – «плато-переживание».
Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому человеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и
стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и культуры.
Так в теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью эти механизмы не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность понять его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.
Влияние социальной теории Маркса на работу А.В. Петровского
В советский период идеологическое давление на социальную психологию было весьма весомым. Ведь всё упиралось на людей чьи книги стояли на многих полках, имея в виду Маркса, Энгельса, Ленина. Это притормаживало инновационные идеи советских психологов. Психологическая теория коллектива представлена наиболее полно в работах А.В. Петровского ...
Специальная психология
Специальная психология - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы.
Изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. От ...
Испорченный телефон
Цель: развитие слухового внимания. Условия игры. В игре участвует не менее трех игроков. Словесное сообщение, состоящее от одного до нескольких слов передается игроками друг другу по кругу (шепотом, на ушко) пока не вернется к первому игроку. Повторять соседу передаваемое слово или предложение, если он его не расслышал, нельзя. Затем св ...