Проблема мотивации.
Страница 1

Материалы » Психология А. Маслоу » Проблема мотивации.

В теории А.Маслоу, так же как в концепции Г.Олпорта, центральное место занимает проблема мотивации. В противоположность фрейдистам, исходящим из положения о непримиримой антагонистичности индивида и общества, о врожденной эгоистичности, антисоциальности человека, Маслоу доказывает, что социальность заключена в самой природе человека, что люди обладают на­стоятельными потребностями в общении, сопринадлежности, любви, уваже­нии, которые имеют «инстинктиноидную» природу, специфическую для чело­веческого рода. А.Маслоу интерпретирует действительную социальность че­ловека, считая ее биологическим свойством человеческого вида.

Антропологизация личности проявляется и во взглядах Маслоу на строение мотивационной сферы человека. Наиболее существенные для побуждения мотивы : 1) дефицитарные (за ними стоят потребности в пище и т.д.), они снимают напряжение и 2) бытийные, побуждающие человека подниматься над рутинным течением жизни, застав­ляющие защищаться, бороться за истину, честность и т.д. Жизнь в соответствии с 1-ым типом мотивов превращает человека в простого респондента, «реагирующего на обстоятельства». Бытийный образ жизни включает в себя наиболее значи­мые и волнующие моменты человеческого существования, а также моменты величайшей зрелости, проявляющиеся в подлинной индивидуальности и наполнен­ности высоким содержанием жизни. Выдвигая идею об иерархическом строении мотивов, он считает, что неудовлетворение базальных потребностей порождает неврозы и психозы.

Над уровнем этих основных побуждений надстраивается метамотивационный уровень - уровень потребности в истине, добре, красоте, справедливости и единстве. Все они, по словам Маслоу, связаны со структу­рой человеческого организма и опираются на определенный генетический ба­зис.

Побуждениям человека Маслоу приписывает те же характеристики, кото­рыми Фрейд наделил импульсы «Оно». Они носят бессознательный характер и, помимо воли человека, определяют его действия. Теория Маслоу отрицает поэтому необходимость целенаправленного формирования потребностей чело­века. Не находит в ней отражения и факт непрерывного развития мотивацион­ной сферы индивида как в онтогенезе, так и в ходе исторического развития общества.

Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и бо­лее высокие потребности (в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элеметнарные. Не только кри­тики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в са­моактуализации или самоуважении являлась доминирующей и определяла по­ведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потреб­ностей. Стоит только вспомнить многочис­ленные примеры из жизни деятелей науки, искусства, творивших, несмотря на постоянные лишения, моральные страдания, чтобы стала очевидной неадек­ватность первоначальных взглядов Маслоу действительному характеру человеческих потребно­стей. Проведя исследование в националь­ном масштабе, голландский психолог Ж.Хейзинга пришел к заключению, что все перечисленные Мас­лоу потребности наличествуют у представителей всех социальных групп и потреб­ность в самоактуализации у индивидов, находящихся на низших уровнях в ие­рархии профессий, могла быть даже сильнее, чем у лиц, стоящих на верхних ступенях этой иерархии.

Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой пирамиды потребностей, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и по­требности развития (самоактуализации).

В то же время большинство представителей гуманистической психологии, дополняя и развивая теорию иерархии потребностей, приняло термин «самоактуализация», введенный Маслоу, как и его описание «самоактуализирующейся личности» без особых возражений.

Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу, это способ «проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение». Маслоу выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют личностный рост. Это может быть мгновенное переживание – «пик-переживание» или длительное – «плато-переживание».

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому че­ловеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центри­рованные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и

стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и культуры.

Так в теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью эти механизмы не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность по­нять его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.

Страницы: 1 2 3


Влияние социальной теории Маркса на работу А.В. Петровского
В советский период идеологическое давление на социальную психологию было весьма весомым. Ведь всё упиралось на людей чьи книги стояли на многих полках, имея в виду Маркса, Энгельса, Ленина. Это притормаживало инновационные идеи советских психологов. Психологическая теория коллектива представлена наиболее полно в работах А.В. Петровского ...

Специальная психология
Специальная психология - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы. Изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. От ...

Испорченный телефон
Цель: развитие слухового внимания. Условия игры. В игре участвует не менее трех игроков. Словесное сообщение, состоящее от одного до нескольких слов передается игроками друг другу по кругу (шепотом, на ушко) пока не вернется к первому игроку. Повторять соседу передаваемое слово или предложение, если он его не расслышал, нельзя. Затем св ...