Анкетирование. Требования к составлению анкет.Страница 3
Функцию своеобразных правил движения по анкете, указывающих «перекрёстки», опасные участки и т.п., выполняют инструктивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты. В случае если опрос проводится методом интервью, вопросник должен включать чёткие и однозначные инструкции и указания для интервьюера по его заполнению, переходы от вопросов-фильтров; карточки с длинными перечнями ответов. Формулировки в плане интервью должны быть удобными для произнесения, следовательно, не должны включать громоздких синтаксических конструкций.
Кроме минимального инструктивного материала в тексте вопросника необходим специальный документ «Инструкция интервьюеру». Обычная структура такой инструкции: объяснение целей и задач исследования, создание мотивации на добросовестную работу, объяснение роли, задач, обязанностей, прав и ответственности интервьюера, правила поиска респондента, установление контакта с ним и получение согласия на интервью; правила заполнения отдельных видов вопросов; правила стимулирования внимания респондентов; правила завершения беседы.
Вопросы анкеты различаются между собой по содержанию и форме. Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом является основанием для деления их по содержанию.
Ответы на вопросы, дающие информацию, например, о факте, содержат объективные сведения об отвечающем на анкету (возраст, образование, профессия, доход и т.п.). Они могут также давать сведения о поведении опрашиваемого и каких-либо событиях его жизни. Цель такого рода вопросов состоит в отсеивании тех лиц, которые не могут дать нужную информацию.
По форме вопросы делятся на три основные группы:
1) открытые, закрытые и полузакрытые;
2) прямые и косвенные;
3) личные и безличные.
Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные вопросы.
К классу не основных вопросов относятся вопросы-фильтры, поскольку в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установление основного адресата вопроса. Необходимость в них возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую её часть.
Проверка и контроль достоверности данных опросов осуществляется рядом способов. Один из них - контрольные вопросы. Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением тех же условий - на весь объём выборки (панельный опрос) или на 5-10% лиц, уже опрошенных ранее. Одно из самых надёжных средств контроля достоверности данных анкетного опроса - сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.
Программа тренинга коммуникативных навыков
Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков.
Продолжительность: 3 занятия по 3 часа, всего 9 часов.
Задачи тренинга:
· отработка навыков установления контакта, отношения в различных ситуациях;
· расширение возможностей использования навыков невербальной коммуникации;
· овладение навыками эффективного слушания.
Участники: трени ...
Основные категории общения и их характеристика
Прежде, чем проанализировать вопрос категорий общения и их характеристики, необходимо ответить на вопрос - что такое общение?
Одно из определений межличностного общения гласит, что общение - это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание вза ...
Попытаться создать положительный образ «взрослой жизни» у ребят.
Дети, наблюдая жизнь своих родителей, начинают представлять взрослого как человека с множеством проблем и забот, который мало отдыхает и много работает, безденежье. Создается образ «несчастного взрослого человека», поэтому ребенок, сравнив этот образ с образом своей детской жизни, решает, что быть ребенком гораздо лучше. Как изменить та ...