Понятийное мышление и наглядное содержаниеСтраница 1
Сегодня уже для всех очевидно, что мышление невозможно без участия чувственного, наглядного содержания. Вопрос нынче состоит лишь в том, какую роль выполняют данные содержания в понятийном мышлении.
Как известно, любое мышление непременно подразумевает нечто, на что оно направлено, ведь для того, чтобы можно было размышлять, всегда должно быть дано что-то. Мышление предполагает объективацию восприятия. Это вторичный процесс, которому предшествует первичное отражение действительности, которое дано через восприятие и представление.
Таким образом, данность наглядного, чувственного содержания – это первое необходимое условие, вне которого говорить о мышлении вообще невозможно.
Но сенсорное содержание необходимо понятийному мышлению и в другом плане. Во-первых, чем отвлеченнее содержание нашего мышления, тем острее, как правило, чувствуется нужда в наглядном материале. Дело в том, что мышление представляет ценность только в том случае, когда оно полностью доступно, то есть, с начала до конца протекает в поле внутреннего видения субъекта, ведь мышление, как чрезвычайно активный процесс, требует непрерывного внимания, постоянного контроля.
Наглядное сенсорное содержание в первую очередь встречает ненаглядную мысль в слове, создавая тем самым возможность ее развития и развертывания. Поэтому понятийное, отвлеченное мышление вполне справедливо называют вербальным (словесным) мышлением.
Однако наглядное содержание участвует в протекании мышления и в другом отношении. Путь слово не имеет собственного содержания, и потому его вмешательство в мыслительный процесс не влияет на него содержательно, но ведь это нельзя сказать о других сенсорных содержаниях. Представление, каким бы оно ни было, всегда имеет собственное содержание и всегда служит цели непосредственного отражения действительности. Стало быть, оно не должно иметь ничего общего с отвлеченным мышлением, направленным именно на отвлеченное, ненаглядное. Несмотря на это, следует считать экспериментально доказанным фактом то, что в процессе нашего отвлеченного мышления несомненное участие принимают и наглядные переживания, конкретные предметные представления. Какой бы ни была задача, в процессе ее решения в сознании субъекта непременно возникает целый ряд предметных представлений[2].
Образные представления возникают совершенно случайно, что ассоциативно связано с элементами задачи – например, со словами, содержащимися в решаемой задаче. Однако анализ соответствующего экспериментального материала показывает, что это не так (Вильволь). Разумеется, иногда те или иные представления проникают в наше сознание чисто ассоциативным путем. Но это случается настолько редко, что некоторые исследователи, например Зельц, полностью отрицают такую возможность. Зато, как правило, представления с наглядным содержанием, возникающие в сознании мыслящего субъекта, связаны с задачей по существу[3]. В процессе мышления они выполняют определенную роль, имеют некую функцию. В чем же состоит данная функция? Она оказалась различной.
Оказалось, прежде всего, что в некоторых случаях возникшие в процессе мышления представления с наглядным содержанием представляют собой всего лишь иллюстрацию ненаглядной мысли, причем они не предшествуют нашим мыслям, а сопутствуют им, не оказывая непосредственного влияния на решение задачи.
Иногда у субъекта возникает необыкновенно яркий, наглядный образ. В таких случаях наглядное представление зачастую оказывает тормозящее влияние на процесс мышления. Либо слишком яркое представление увлекает субъекта, мешая ему направить внимание на решение задачи, либо – именно в силу своей яркости – вызывает преждевременное завершение мыслительного процесса, либо же, наконец, вынуждает субъекта предположить наличие тех же отношений между элементами задачи, какие ему видятся между этими яркими представлениями. Одним словом, возникшие в процессе мышления наглядные содержания порою оказываются помехой. Однако это происходит только в том случае, если представление достигает высокой степени наглядности.
Элементы психосинтеза
Истоки психосинтеза личности лежат в работах итальянского психиатра Р. Ассаджиоли, который выделил три основных элемента психосинтеза: радость, творчество и волю. Гроф пишет, что картография Ассаджиоли имеет некоторое сходство с моделью Юнга, так как включает духовные области и коллективные элементы психики. Согласно теории психосинтеза ...
Восприятие информации зрительным и слуховым
анализаторами
Человек-оператор около 90% всей информации получает через зрительный анализатор. Зрение позволяет воспринимать форму, цвет, яркость и движение предметов.
Возможность зрительного восприятия определяется энергетическими, пространственными, временными и информационными характеристиками сигналов, поступающих к оператору. Совокупность этих ...
Стресс.
Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.
В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаютс ...