Виды мышления

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Рассмотрим основные виды мышления.

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных исследований теоретического характера[6]. адениум тучный

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они или непосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается в работе писателей, художников, артистов[7].

Оба вида мышления – теоретическое понятийное и теоретическое образное – в действительности, как правило, сосуществуют, но выражены в разной степени. Они хорошо дополняют друг друга, так как раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является не деле.

Наглядно-образное мышление, состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него, совершаться не может.

Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления широко развит у руководителей разного ранга и уровня, у людей так называемых «операторных профессий», у всех тех, кому часто приходиться принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя[8].

Наглядно-действенное мышление заключается в том, что сам процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами. Основным условием решения умственной задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта[9].


Взаимосвязь удовлетворенности учением и психологического благополучия у студентов психологов
Время обучения в ВУЗе это не только период формирования компетентного специалиста, но это этап развития личности, время становления ценностей и от того, насколько успешным и благополучным будет ощущать себя человек, может зависеть весь жизненный путь личности. В зарубежной психологии продуктивно разрабатывается проблема психологической ...

Адаптация осужденых к условиям лишения свободы
Процесс адаптации связан с адаптивной ситуацией, которая возникает в связи с произошедшими изменениями в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую, чем-либо для неё новую, когда привычные шаблоны поведения, стереотипы восприятия, установки личности становятся малоэффективными или недейственными /ненужным ...

Настоящее состояние больного
Общее состояние больной удовлетворительное, сознание ясное. Внешний вид больной соответствует возрасту. Телосложение пропорциональное, конституция нормостеническая. Осанка прямая. Цвет кожных покровов телесный. Подкожно-жировой слой развит хорошо. Слизистая оболочка полости рта розового цвета, влажная. Язык розовый, влажный, корень обло ...