Диагностика межличностных отношений в классе
Страница 2

Материалы » Диагностика межличностных отношений в классе » Диагностика межличностных отношений в классе

Итак, для оценки положения ребенка в классе, как правило, вполне достаточно бывает отнести его к одной из выделенных четырех категорий. Если ученик обладает статусом «звезды» или предпочита­емого в классе, то можно быть уверенным, что осо­бых проблем с одноклассниками у него нет. В слу­чае, если ребенок отвергается сверстниками, то наверняка испытывает серьезные проблемы в обще­нии, переживает конфликты с товарищами, что не­избежно сказывается на его психическом состоянии. Статус изолированного может весьма по-разному пе­реживаться ребенком, однако мы можем с высокой долей вероятности предположить наличие каких-либо психологических сложностей у этого ученика.

Для характеристики отношений в классе сущес­твенно и определение статуса каждого ученика, а также и общей статусной структуры, т. е. сколько в коллективе неблагополучных детей (отвергаемых товарищами или же живущих изолированно от них), сколько «звезд» и как сильно отличается их круг общения от связей среднепопулярных. Необходимо отметить, что существуют серьезные возрастные раз­личия в характере отношений между учащимися в разных классах. Ниже мы вернемся к анализу этих возрастных особенностей.

Для определения статусной структуры школьно­го класса (как, впрочем, и многих других групп) часто используют СОЦИОМЕТРИЧЕСКУЮ МЕТОДИ-

КУ. Есть много разнообразных пособий по социометрии, где можно познакомиться с подробностями ее проведения и обработки результатов. Так что мы остановимся лишь на самых общих моментах. Что собой представляет социометрическая методика? Это один или несколько вопросов, в которых ребенка прямо спрашивают — с кем из одноклассников он хотел бы выполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, иметь какие-то отношения. Отве­том на этот вопрос являются фамилии одноклассни­ков. Например: «Напиши, пожалуйста, с кем из од­ноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?» или «С кем из одноклассников ты пошел бы в труд­ный поход?». Очень важно при формулировке во­просов учитывать реальные интересы ребят и пра­вильно прогнозировать, почему они будут выбирать для определенного вида деятельности тех или иных партнеров. Эти вопросы в социальной психологии называются СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМИ КРИТЕРИЯ­МИ, или критериями социометрического выбора. Они должны быть значимыми для ребят, чтобы их вза­имные оценки были не случайны, а имели под собой некоторое содержание.

Кроме проблемы формулировки значимых для школьников вопросов при проведении социометрии существует еще, как минимум, одна трудность. Речь идет о том, что если эту процедуру проводит учи­тель, то ребята редко бывают откровенны. Учащиеся старших классов свою неискренность даже почти не скрывают, а малыши не всегда сами осознают, что им не очень хочется раскрывать свои «секреты» учителю. Но, на наш взгляд, в этом нет большой беды, так как в большинстве случаев педагогу совер­шенно не нужно проводить социометрическое обсле­дование в полном объеме. Это действительно задача скорее для школьного психолога. Учитель имеет такой большой опыт общения со своим классом в повседнвной школьной жизни, что всю необходимую информацию нужно только суметь извлечь из этого опыта. Так, например, учитель может распределить учащихся своего класса по описанным выше четы­рем категориям, не проводя специального опроса. Для этого нужно следить, не подменяется ли при этом ваше понимание отношений ребят друг к другу вашими собственными оценками ребят. И для кон­троля стоит обратиться к кому-нибудь из коллег и сравнить ваши представления с его представления­ми.

Специального внимания требует вопрос о пози­ции лидера школьного класса. Сначала разведем понятия «ЛИДЕР» и «ЗВЕЗДА», которые довольно часто смешивают между собой. «Звезда» — это та­кой член класса, который является наиболее при­влекательным для всех одноклассников. Часто это внешне симпатичные, веселые дети, легко вступаю­щие в контакт с другими людьми, и общение с которыми почти всем приносит радость и удовольст­вие. Т. е. «звезда» относится к эмоциональной сфере отношений, сфере симпатий и антипатий между ребятами. Феномен лидерства более сложный и глу­бокий. Если «звезды» общения возникают почти сразу после образования класса, лидер выдвигается значительно позже и представляет собой результат групповой динамики, накопления опыта совместных дел и опыта отношений. Трудно представить себе класс, в котором бы не было ярких ребят, общение с которыми желанно для всех одноклассников, одна­ко довольно много классов, в которых отсутствуют лидеры. Итак, что же такое лидер? Социально-пси­хологический лидер — это такой член группы, кото­рый обладает наиболее сильным влиянием на одно­классников, является для них олицетворением их класса, носителем основных ценностей этого коллек­тива. «Звезду» в классе очень легко вычислить, при первом знакомстве с классом почти сразу же выде­ляются ребята, к которым тянется большинство. Однако они совсем не обязательно обладают значи­тельным влиянием, чаще это совсем не так. Увидеть же, кто определяет решения в классе, бывает непро­сто. При внешнем наблюдении взрослые часто оши­баются при оценке влиятельности ребят в среде свер­стников. Главная причина этих ошибок состоит в том, что педагоги (или другие взрослые) часто под­меняют мнение ребят своим собственным, а крите­рии оценки у одноклассников и их учителей, как правило, сильно расходятся. Существует процедура, близкая социометрической, для определения лидера класса. Это вопросы, направленные на ранжирова­ние одноклассников по критериям их вклада в те или иные виды совместной деятельности. В отличие от социометрических вопросов, в которых отвечаю­щий оценивает степень своей собственной симпатии или антипатии, при ранжировании каждый член класса оценивает, кто из одноклассников является наиболее влиятельным в той или иной ситуации.

Страницы: 1 2 3


Психологические особенности альтруизма личности
Успех как социально-психологический феномен является одной из ведущих жизненных ценностей человека. Потребность в успехе является одной из фундаментальных и жизненно важных. В ее основе лежит мотивация достижения, стремление личности к самосовершенствованию, потребность в самоактуализации, в желании достичь большего, преодолев ранее дос ...

Психотерапевтическая форма компенсации морального вреда
В психотерапии, как отечественной так и зарубежной, накоплен достаточно большой арсенал средств психологической помощи людям, получившим моральные травмы. Большой багаж в этом плане имеется и у христианской религии. В данной части работы делается попытка выделения некоторых психотерапевтических формул, заложенных в христианской религии ...

Теория В. Франкла
Еще одна весьма популярная сегодня теория внутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом (р. 1905), создавшим новое направление в психотерапии — логотерапию (от гр. logos — мысль, разум и гр. therapeia — лечение). По его определению, логотерапия “занимается смыслом человеческого существован ...