Модель личности юриста в соответствии
с квалификационными характеристиками профессиональной подготовленностиСтраница 1
Результатом морально-психологической подготовки юристов служит:
- достаточно высокий уровень нравственных, познавательных и эмоционально-волевых качеств;
- способностей, связанных с адекватным и быстрым принятием решений при выполнении оперативно-служебных задач;
- коммуникативная компетентность.
Юрист должен в определенной степени быть психологически устойчив, чувственно готов к тому, что его ожидает трудная, необычайно сложная, напряженная, опасная работа, требующая гибкого мышления, емкой памяти, устойчивого внимания, волевой и психоэмоциональной отдачи.
Одним из главных результатов психологического анализа деятельности сотрудника ОВД должно явиться создание профессиограмм разных специальностей, представляющих комплексное отражение основных сторон правоохранительной деятельности, а также качеств, которые в ней реализуются.
Модель профессионально-значимых психологических качеств личности юриста, представленная в виде развернутой характеристики индивидуальных свойств и особенностей их взаимосвязи, отраженная в профессиограммах, необходима для повышения эффективности профессионального отбора и последующей целенаправленной подготовки офицеров милиции.
Каждая из сторон профессиограмм, представляющих важнейшие элементы модели психологических качеств личности юристов, отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней заложены эталонные личностные качества, навыки, умения и знания, обеспечивающие успех на различных уровнях правоприменительных отношений.
Примерная профессиограмма правоохранительной деятельности юриста
Основные особенности правоохранительной деятельности юриста |
Ведущие факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества (психограмма) личности юриста |
1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений |
Высокий уровень социализации личности; высокий уровень правосознания, социальной ответственности: честность, гражданское мужество, совестливость, принципиальность, непримиримость в борьбе с нарушениями правопорядка; обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность; доминирование социально-значимых мотивов в сфере профессиональной деятельности. Негативные качества личности: низкий нравственный облик, нечестность, склонность к обману, употреблению алкоголя; безответственное отношение к выполнению служебных заданий, недисциплинированность. |
2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий юриста |
Профессионально необходимые качества: развитый интеллект, гибкое, творческое мышление, способность к глубокому, всестороннему анализу, к прогнозированию; умение выделить главное; настойчивость, принципиальность в отстаивании принимаемых решений; смелость брать на себя и нести персональную ответственность за свои действия и решения; эмоциональная уравновешенность; адекватная самооценка; уважительное отношение к людям. Негативные качества личности: сниженные интеллектуальные способности; недостаточно развитые волевые качества; эмоциональная неустойчивость; неадекватно завышенная самооценка; властолюбие, пренебрежительное отношение к людям. |
3. Экстремальный характер правоохранительной деятельности |
Нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности: выносливость к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокая работоспособность; нервно-психическая устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над своими эмоциями, настроением, развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов). Негативные качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность; избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов: психопатизация. |
4. Нестандартный, творческий характер правоохранительной деятельности |
Познавательная (когнитивная) активность, продуктивность мышления: развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция; гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность: аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделить главное; активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания), емкая память; развитые воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии. Негативные качества личности: низкая умственная работоспособность; сниженные интеллект, эрудиция: неразвитое воображение; слабая память |
5. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность |
социальная зрелость личности: нервно-психическая, эмоционально - волевая устойчивость: развитый интеллект, гибкое творческое мышление, прогностические способности; смелость, решительность, способность брать на себя ответственность, уверенность в себе, настойчивость при высоком уровне самокритичности: адекватная самооценка, устойчивая мотивация на достижение успеха. Негативные качества личности: нервно-психическая, эмоциональная неустойчивость; слабые интеллект, эрудиция, сниженная познавательная активность: повышенные тревожность, мнительность, недостаточно развитые волевые качества: отсутствие мотивации на достижение успехов в работе |
Внимание
Внимание – это сосредоточенность сознания человека на определенных предметах, явлениях или видах деятельности. Свойствами внимания являются устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение.
Устойчивость внимания измеряется периодом, в течение которого человек может быть сосредоточен на каком-либо объекте или виде деятельн ...
Социально-психологическая структура коллектива
Если человека назначают руководителем, всегда ли он задумывается над тем, как сложатся отношения между людьми в том коллективе, которым он будет руководить. Понимают ли его будущие сотрудники друг друга и поймут ли нового человека - руководителя. Настроение каждого из нас в огромной степени зависит от поведения и отношения людей, с кото ...
Роль эмпатии в понимании людьми друг друга
Проблема понимания находится в центре внимания психологической науки в связи с ее значимостью во всех сферах жизни человека. Без понимания невозможен процесс эффективного общения. Особенно актуализируется данная проблема в современном информационно-насыщенном мире, в котором увеличилось количество вынужденных контактов между людьми. Мно ...