Условия успешного воспитания
Условия успешного воспитания можно определить как экспериментально выявленные причины, влияющие на функционирование системы и относящиеся к окружающей ее среде.
Г. Нойнер пишет: “На воспитательный процесс . воздействуют определенные пространственные, временные и социальные условия, являющиеся внешними условиями, которые влияют на ход его протекания. К ним относятся общественные условия, соответствующая актуальная политико-экономическая ситуация, социальная среда, территориальное окружение, материально-организационные условия, а также более широкие (по отношению к воспитательному процессу) социальные отношения, воздействующие на воспитательные взаимоотношения между воспитателем и воспитуемыми” [8, с. 80].
Э. Дрефенштедт перечисляет общественные, территориальные, внутришкольные, материально-технические, местные, временные условия; кроме того, он особо выделяет “условия, вытекающие из состояния, тенденций и проблем развития детского коллектива, отдельных воспитанников .” [8, с. 82].
На съезде педагогов Карелии, проходящем в 2003 году, были выдвинуты следующие условия успешного воспитания:
системность;
создание воспитательной системы гуманистического типа;
взаимодействие со средой;
диалоговые методы воспитания, ситуация доверия.
Стимулирует процессы развития
эмоциональная стабильность, радость бытия, гарантия безопасности, соблюдение прав ребенка не на словах, а на деле, приоритет оптимистического взгляда на ребенка. Позитивная роль взрослого - это роль помощника-фасилитатора - помогать ребенку в процессе его развития. По некоторым данным в России таких около 10%.
Особо стоит сказать об условиях воспитания в семье.
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребёнка к книге и чтению, к труду.
Нормальная семейная атмосфера – это:
- осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта;
- организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;
- в разумной организации отдыха: в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино;
- взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на них. Поэтому родители обязаны показывать пример своим детям во всём. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном уважении и доверии их друг к другу. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами. Родители должны предъявлять к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность.
Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьёй подрывает авторитет учителя и родителей, ведёт к потере уважения к ним.
В ранние годы жизни ребёнка семья нужна для формирования определённых областей человеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие её влечёт за собой печальные и далеко идущие последствия, такие, например, как правонарушения. Того времени, которое дети проведут дома, после яслей, детского сада, школы вполне хватит, чтобы семья сыграла предназначенную ей роль [9].
И каким бы ни было воспитание общественное, где конечным назначением является формирование идеалов, формирование личности ребёнка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций.
Праксические чувства
К праксическим относятся те чувства, которые связаны со всеми видами практической деятельности человека, делающимися объектами эмоционального отношения. Это чувства, вызываемые деятельностью. Изменением её в ходе работы, её успешностью или неуспешностью, трудностями её осуществления, завершением.
Поскольку труд связан с коренными жизне ...
Юношеский возраст
Это период жизни человека от 15 до 22 лет. Годы обучения в школе – от 15 до 18 лет называют ранней юностью.
Характеризуется период ранней юности тем, что в этот период заканчивается известная ломка в биологическом развитии человека – заканчивается половое созревание. У девочек – раньше, у мальчиков – позже. Иногда встречаются случаи за ...
Теория структурного баланса Ф. Хайдера
Теория структурного баланса – теория, объясняющая поведение человека его стремлением к сбалансированности и его потребностью поиска причин для объяснения поведения другого, своих действий на уровне житейской психологии.
Автор теории – Ф. Хайдер. Содержание теории сводится к следующему. Человек изначально стремится к упорядоченному и св ...