Заключение

Мы закончили рассмотрение основных вопросов, относящихся к проблеме формирования первого впечатления в условиях повседневной жизни. Как видно из содержания нашей работы, названная проблема, являясь самой психологической из всех психологических проблем, чрезвычайно сложна и представляет большую трудность для изучения. Она включает в себя множество аспектов, научное освещение которых невозможно без самого тесного содружества психологии и других наук: диалектического и исторического материализма, этики, эстетики, социологии, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, этнографии.

Как видно из изложенного, познание людьми друг друга является обязательной стороной их взаимодействия и условием регулирования каждым из них своего поведения в соответствии с обстоятельствами и решаемыми в этом взаимодействии задачами. Образы восприятия, представления и формирующиеся у индивида понятия о других людях, концентрируя в себе информацию об этих людях, дают ему возможность действовать по отношению к каждому из них целесообразно.

Восприятие человека человеком — это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. Понятие, складывающееся у индивида о конкретной личности,— это форма его мышления о ней, в которой обобщенно фиксируются признаки данного человека, характеризующие его как субъекта труда, познания и общения.

Занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая на требования каждой из них, обнаруживает то одни, то другие из присущих ему особенностей. Взаимодействующие люди по отношению друг к другу выступают в разных ролях (рабочий, начальник, партнер по команде, артист, зритель, учитель, учащийся и пр.). В связи со всем этим значение сигнализирующих чувственных признаков партнеров по деятельности не остается для воспринимающего их человека постоянным: на первый план выступают те из них, которые в данных условиях особенно важны для успешного решения конкретной задачи. Хотя первое впечатление о человеке в первую очередь определяется присущими ему особенностями, но то, каким оно будет — более обобщенным или более конкретным, полным или отрывочным, положительным или отрицательным — зависит от личности того, у кого оно формируется. Здесь действует та же закономерность, которая характеризует отражение человеком любого объекта действительности: Внешние причины действуют через посредство внутренних условий. Всякое психическое явление обусловлено, в конечном счете, внешними воздействиями, но любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишь опосредованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельность личности, которая этому воздействию подвергается.

[1] Бадаев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1989. С. 178

[2] Социальная психология/под ред. Петровского А.В. М., 1987. С. 167.

[3] Очерки социальной психологии/ под ред. Предвечного Г.П., Ширковича Ю.А. М., 1985. С. 196

[4] Психология/ под ред. Крылова А.А. М., 2000. С.336.

[5] Бадаев А.А. Восрпиятие и понимание человека человеком. М., 1989. С. 183.

[6] Очерки социальной психологии/ под ред. Предвечного Г.П., Ширковича Ю.А. М., 1985. С. 200.

[7] Общая психология/ под ред. Петровского А.В. М., 1998. С. 114

[8] Крупецкий В.А. Психология. М, 1986. С. 102

[9] Социальная психология/ под ред. Андреевой Т.М. М., 1988. С. 78.

[10] Бадаев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1989. С. 209.


Потребность в уважении
Все люди в современном обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной и достаточно высокой самооценке. Она всегда опирается на признание и уважение со стороны окружающих. Человек комфортно себя чувствует только в том социальном окружении, которое поддерживает в нем чувство собственного достоинства и высокую самооценку. Удовлетво ...

Динамика заучивания
Изучая динамику процесса заучивания, мы составили сводную таблицу, на основе которой были построены графики. Исходя из полученных результатов, можно отметить, что динамика процесса заучивания испытуемого заметно отличается от обще-групповой динамики. Если для группы в целом характерно лишь увеличение количества запоминаемых слов с кажды ...

Психоаналитическая.
Некоторые психологи вслед за Фрейдом считают, что первая и самая яркая наша любовь происходит в раннем детстве - к родителю противоположного пола. И потом женщины всю жизнь ищут в другом мужчине своего отца (а сильный пол, соответственно мать). Если вы встретили человека, похожего на вашего папу внешне или хотя бы в каких-то деталях - т ...