Общее представление о науке
Страница 2

Материалы » Психология как наука » Общее представление о науке

Само определение традиционно, с первого номера Journal of Transpersonal Psychology, дается в виде перечисления вопросов, рассматриваемых трансперсональными психологами.

Основные темы исследований, попавшие в большинство перечислений, были:

1) состояния сознания,

2) высшие (предельные) способности,

3) преодоление личностного "Я" (эго),

4) трансцендентное,

5) духовное.

Многие авторы включили и темы: медитация, новое видение человека, глубинная самость, интуиция, основы бытия.

Направления отечественной психологии:

рефлексология (В.М. Бехтерев) - учение об условно-сочетательных рефлексах цельной личности;

культурно-историческая теория (Л.С. Выготский);

В культурно-исторической теории Выготского деятельность и сознание человека социальны и неотрывны от исторически возникающих культурных средств управления ими.

теория деятельности (А.Н. Леонтьева);

Понятие деятельности, по А.Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой.

Оба они - мотив и предмет - должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции.

Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции.

теория проникающего действия (С.Л. Рубинштейн);

Одним из важных методологических стержней теории становится рассмотрение психики, сознания и личности с позиций принципа развития.

В трудах Рубинштейна раскрываются в единстве все существующие аспекты развития: от исторического и онтогенетического до жизненно-биографического.

концепция установки (Д.Н. Узнадзе);

Теория установки Узнадзе зародилась и развивалась как теория, пытающаяся объяснить явления восприятия (отражения действительности) и поведения живого существа, но далее все очевиднее становилось, что рассматриваемые ей факты и закономерности по своей природе общепсихологические.

Поэтому теория установки стала претендовать на роль общепсихологической концепции. В общепсихологической теории Д.Н. Узнадзе установка считается бессознательным психическим явлением и делается попытка ее обоснования.

человекознание (Б.Г. Ананьев);

Ананьев Борис Герасимович, следуя традициям В.М. Бехтерева, выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке (Человек как предмет познания, 1969), которые группируются в четыре раздела:

1) человек как биологический вид;

2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида;

3) изучение человека как личности;

4) проблема человечества. Ананьев выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность.

Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.

теория отношений (В.Н. Мясищев);

В.Н. Мясищев разработал теорию личности на основе ее отношений.

Страницы: 1 2 


Не пропусти мяч
Цель: развитие внимания Условия игры. Участники игры становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Водящий стоит в середине круга, у его ног мяч. Задача водящего – ногой выбить мяч из круга. Задача игроков – не выпустить мяч. Разнимать руки нельзя. Если мяч пролетит над руками или головой игроков, удар не засчитывается. А вот ког ...

Дети с нарушением зрения. Классификация слепых и слабовидящих
По установленной классификации к слепым относятся лица, острота зрения (визус) которых находится в пределах от 0% до 0,04%. Таким образом, контингент слепых включает людей, полностью лишенных зрения (тотальные слепые) и обладающих остаточным зрением (с остротой зрения от светоощущения до 0,04%). Тотально слепые дети используют в получе ...

Проблемы создания семейных пар в студенческие годы
На этом этапе идет активное развитие личности студента в следующих направлениях: развиваются профессионально значимые качества; совершенствуются все психические процессы и субъектный опыт; повышается ответственность, возрастает устойчивость личности к различным факторам, формируется собственная личностная позиция, ценности, идеалы и вол ...