Методы психологии
Методами психологии являются:
1) естественный и лабораторный эксперимент;
2) наблюдение;
3) исследование продуктов деятельности человека;
4) метод тестов и анкетирования.
Тестирование - это метод психологической диагностики, в ходе которой используются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.
Тесты бывают нескольких видов: тест-опросник, тест-задание и проективный тест.
Тест-опросник предполагает ответы испытуемого на заранее сформулированные вопросы, что позволяет судить о его психологических качествах.
Тест-задание дает психологическую оценку действий испытуемого на основе выполнения им ряда специальных заданий.
Тесты также делятся на обучающие (тест-развитие) и оценивающие (тест-успешность).
Для исследования той или иной психологической проблемы используется соответствующая система приемов и правил исследования - методика конкретного исследования (выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение содержания серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т.п.). Важным здесь является обеспечение достоверности информации.
Основные теоретические принципы психологии:
1) признание детерминированности психических явлений материальной действительностью;
2) генетический подход к психическим явлениям, исследование их в развитии;
3) изучение психики человека во взаимосвязи биологических и социальных факторов;
4) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности.
Научное понимание психики человека возможно лишь при целостном рассмотрении совокупности психических явлений. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ошибочным концепциям и теориям.
Существуют следующие методы организации психологического исследования:
Организационные.
Эмпирические.
Приемы обработки экспериментальных данных.
Интерпретационные.
В группу организационных методов входят: сравнительный, лонгитюдный и комплексный.
Организационные методы, судя уже по их названию, призваны определять стратегию исследования.
От выбора того или иного способа организации зависит ход всего исследования, его конечный теоретический и практический результат.
Эмпирический блок служит для сбора фактов и объединяет довольно большую группу методов:
обсервационные (все виды наблюдения и самонаблюдения);
экспериментальные (естественный, лабораторный, полевой, формирующий или психолого-педагогический);
психодиагностические (тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия, интервью, беседа);
праксиметрические (приемы анализа процессов и продуктов деятельности - хронометрия, циклография, профессиография, качественная оценка изделий и выполненных работ);
моделирование (математическое, кибернетическое и т.п.);
биографические (анализ фактов, дат, событий жизненного пути, документации, свидетельств и т.п.).
Приемы обработки экспериментальных данных были разделены Б.Г. Ананьевым на количественные и качественные. К первым относятся математико-статистические приемы обработки психологической информации.
Ко вторым - описание случаев, не только наиболее полно отражающих типы и варианты психических явлений, но и являющихся исключением или нарушением общих правил.
Интерпретационные методы - синтетические и включают в себя генетические (филогенетический, онтогенетический, социогенетический и т.п.) и структурные (психография, типологическия классификация).
Отражают связи как между фазами и уровнями развития, так и между изучаемыми характеристиками личности.
Генетический метод интерпретирует весь материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических функций, образований, свойств личности.
Структурный метод интерпретирует весь собранный материал в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу.
Методы исследования способностей и одаренности
В некотором отношении вопрос исследования способностей является нерешенным. Основными проблемными областями являются экспериментальные методы исследования способностей, их экспериментальная диагностика. Еще более сложным вопросом является сочетание различных методов в одной системе, обеспечивающей объективные научные знания о конкретной ...
Динамика представлений в процессе организационных изменений
Современная организация развивается в условиях неизбежности постоянных изменений, что обусловлено, в первую очередь, высокой скоростью прохождения в нашей жизни информационных потоков различного рода, во-вторых, и как следствие, высоким темпом развития конкуренции. Таким образом, на рынке какого-либо товара или услуги складывается ситуа ...
Исследование социально-психологической адаптации как продуктивного
проявления индивидуальности
Жизнь человека невозможна без общения с людьми, без влияния социума. Формирование человеческой личности, становление «я-концепции» происходит при обязательном участии окружающих, как непосредственном (воздействие при воспитании, обучении), так и дистантном (свободное высказывание точек зрений, мнений в литературе). Это и выдвигает на пе ...