Психологические факторы развития личности современного террористаСтраница 1
Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью. Многоликость терроризма заключается в психологии террориста, в его мироощущении и социально-политических взглядах. Личность террориста всегда привлекала к себе внимание исследователей. За рубежом существует обширная литература, посвященная всестороннему анализу этого негативного феномена общественной жизни. К сожалению, русскоязычные работы аналогичной тематики представлены в основном газетно-журнальной публицистикой. Общетеоретические и концептуальные аспекты проблемы мы анализировали, опираясь на работы А. Адлера, Э. Фромма, Д.А. Леонтьева, А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева. Основными источниками при написании данной работы, нами были использованы работы таких авторов как Д. Ольшанский, Ю.М. Антонян. В качестве источников для эмпирического исследования с помощью метода контент-анализ мы использовали работы О.А. Артемьевой, Н.Н. Богомоловой и других авторов. Данное исследование представляет попытку психологического анализа личности современного террориста, выявления психологических факторов ее развития.
Терроризм - это завершающее звено в довольно сложной цепочке: радикализм – экстремизм - фанатизм (специфичный для современного мира исламский фундаментализм, в частности - ваххабизм) - террор - терроризм. Резюмируя существующие научные положения и проанализировав различные подходы к определению сущности терроризма, представляется возможным остановиться на следующем определении терроризма: терроризм – это обобщенное понятие, обозначающее комплексное явление, включающее страх и ужас как цель определенных (террористических) актов и действий, сами акты и действия, их конкретные результаты и весь спектр более широких последствий. Психологически терроризм – это еще и способ жизни, мышления и особой деятельности, включая ее мотивы, идеологические обоснования и оправдания тех, кто использует террор как цель (иногда - самоцель) и средство достижения террористами своих интересов и удовлетворения потребностей. Террористический тип личности представляет собой сочетание противоречивых и, вместе с тем, тесно взаимосвязанных психологических свойств, создающих предрасположенность к совершению террористических актов. Если обратиться к развитию представлений о закономерностях развития личности, о характере взаимодействия разных личностных структур, можно выделить основные психологические факторы развития личности современного террориста: мотивы и ценности.
Терроризм представляет собой особую, деструктивную разновидность человеческой деятельности. Однако, как и любая другая деятельность, она имеет трехчленную структуру (деятельность – действие - операции), которой соответствуют три вида побуждающих стимулов (мотив – цель – условия). Ключ к пониманию личности террориста – не поиск умозрительных моделей и не бесконечный перечень качеств, а анализ мотивов личности. Мотив обладает побуждающей и смыслообразующей функциями для террориста. Личность, в целом, внутренне преобразует мотив, как предмет потребности, в тот или иной вариант деятельности и поведения, направленные на реализацию этого мотива. Характерное для большинства террористов антиномичное видение мира и общества («мы - они») проявляется в крайней нетерпимости ко всякого рода инакомыслию, колебаниям и сомнениям. Поскольку принадлежность к группе выступает как одна из высших ценностей, групповые нормы идеализируются, а ущербное самосознание и слабое «Я» лишь способствует экспансии группового сознания. Активно отрицаются общечеловеческие ценности, в первую очередь, право других людей на жизнь. Насилие, агрессивность становятся самодовлеющими ценностями. Террористам свойствен отказ от общечеловеческих ценностей, высокий уровень агрессивности и жестокости, убежденность в своей исключительной правоте и полное отсутствие сопереживания жертвам. В то же время террористы стремятся к манифестации, огласке своих действий. После совершения террористического акта они, как правило, публично признаются в нем, привлекая всеобщее внимание. Тем самым реализуется основная функция террористов – устрашение.
Для выявления психологических факторов развития личности современного террориста мы использовали метод контент-анализа, который позволил нам подойти к предмету исследования как к комплексному процессу, выявить наиболее важные элементы изучаемого явления, проследить их взаимообусловленность. В качестве смысловых единиц мы выделили: пол, религиозные убеждения, образование, социальный статус семьи, наличие физических и психологических дефектов, тенденцию к доминированию, личностные особенности. Мы считаем, что именно данные категории позволят раскрыть психологические факторы развития личности современного террориста. Факторы, обусловленные принадлежностью к определенному социально-экономическому классу, нации, религии оказывают значительное влияние на личностные ценности, мотивы и стиль жизни личности террориста. Влияние семейного окружения существенно сказывается на развитии личности террориста. Особое значение имеет форма родительского поведения. Анализ автобиографий и литературных описаний известных террористов показал, что в детстве они потеряли отца, мать или обоих родителей. Кроме того, в детстве они были свидетелями страданий и гонений близких родственников. С одной стороны, вследствие этого возникло стремление к мести. С другой - атмосфера эмоционального дефицита, в которой рос будущий террорист, способствовала возникновению деструктивных тенденций в развитии его личности.
Аутогенная тренировка
Истоки аутогенной тренировки восходят к практике индийский йогов, которые могли при помощи самовнушения влиять на многие психические и физиологические процессы своего организма. В настоящее время признано, что аутогенная тренировка (АТ) является достаточно эффективным приемом коррекции психоэмоционального напряжения ( Лобзин В.С., Решет ...
Общность
Психологические процессы одного человека подобны процессам другого в той мере, в какой он использует конструкцию опыта, схожую с конструкцией, используемой этим человеком.
Это следствие имеет отношение к конструкции опыта, а не событий. Оно указывает на ту возможность, что два человека, которые могли столкнуться с совершенно несхожими ...
Испорченный телефон
Цель: развитие слухового внимания. Условия игры. В игре участвует не менее трех игроков. Словесное сообщение, состоящее от одного до нескольких слов передается игроками друг другу по кругу (шепотом, на ушко) пока не вернется к первому игроку. Повторять соседу передаваемое слово или предложение, если он его не расслышал, нельзя. Затем св ...