Становление личностных новообразований младших школьников из детского дома
в условиях развивающего курса «Сказка»Страница 1
Известными положениями в отечественной психологии являются положения о влиянии взрослых на ход психического развития детей в целом и на становление ведущих направлений психического развития. Большое значение приобретает изучение особенностей развития детей, воспитывающихся в условиях дефицита продуктивных взаимодействий с взрослыми, например, в условиях детского дома. Однако, нарушения в личностном развитии обнаруживаются не только у этого контингента детей, но и у детей из родительских семей. Это обусловлено тем, что, несмотря на наличие взаимодействий взрослых с детьми, они могут оставаться психологически поверхностными, не выполнять важнейших развивающих функций, не опосредовать развитие отношений с ровесниками.
Целью исследования
выступило выявление психологических ресурсов преодоления недостатков развития личностных новообразований младших школьников из детского дома в условиях развивающего курса «Сказка», направленного на обогащение форм и функций взаимодействий детей со значимым взрослым и ровесниками.
Объект исследования
: личностные новообразования младших школьников (самооценка, тревожность, ценностности) в их связи с качеством взаимодействий со значимыми взрослыми и ровесниками.
Предмет исследования: преодоление недостатков в развитии личностных новообразований младших школьников (неадекватная самооценка, тревожность, низкие уровни учебно-познавательных ценностностей) в условиях совместной продуктивной деятельности с взрослым и ровесниками при сочинении и драматизации волшебных сказок.
Гипотезы:
1) Такие недостатки в развитии личности младших школьников как тревожность, неадекватное развитие самооценки, несформированность позитивных ценностей правомерно связать с дефицитом продуктивных взаимодействий со значимыми взрослыми.
2) Преодоление недостатков в развитии личностных новообразований младших школьников, возможно в условиях обогащения форм и функций их продуктивного сотрудничества с взрослым.
3) Системное влияние на преодоление недостатков в развитии личностных новообразований в условиях развивающего курса «Сказка» могут оказывать две группы условий: а) смысловая интерпретация содержания волшебных сказок и личностная идентификация с героями; б) участие в специально организованных формах взаимодействия со взрослым и ровесниками.
4) Сочетание этих условий в ходе проведения курса «Сказка» может обеспечить преодоление недостатков в развитии личностных новообразований младших школьников как воспитывающихся в детском доме, так и в родительских семьях с выраженным дефицитом форм и функций продуктивных взаимодействий с взрослыми.
Методы
В исследовании принимали участие две группы испытуемых – контрольная группа (КГ) состояла из 10 детей, принадлежащих к семьям, где детям оказывалась помощь в выполнении учебных заданий, проявлялась забота в области профилактики учебной неуспешности. Экспериментальная группа (ЭГ) состояла из 7 детей, воспитывающихся в условиях детского дома. В качестве основного метода был выбран развивающий курс «Сказка».
Полученные результаты были проанализированы по нескольким основаниям: 1) особенности овладения приемами сочинения сказок как целостной деятельности; 2) особенности организации работы с детьми, направленной на коррекцию и развитие личностных новообразований; 3) особенности организации включения детей в групповую работу.
Нами были отмечены следующие особенности овладения приемами сочинения сказок. В КГ дети были готовы к овладению приемами и способами сочинения сказок. По мере введения приемов сочинения сказок, отмечается определенная репродуктивность сюжетов и приемов развертывания композиции сказок. Задание выполняется как учебное, а не как личностно-значимое. Проявлялся своеобразный дефицит личных проекций на сказочные сюжеты и переживания героев.
В ЭГ при овладении приемами сказкосочинительства, сложности в написании сказки были связаны с отсутствием у детей средств интерпретации сюжета, необходимой для соотнесения с личным опытом. Отставание проявилось в области операционально-технической стороны деятельности. Когда оно преодолевалось, актуализировались глубокие личностные проекции детей на негативные переживания героев. В процессе реализации курса "Сказка" нами анализировались направления позитивной динамики самооценки детей, а также основывающихся на ней - тревожности и недостатки в развитии ценностей детей (А.М. Прихожан, Н.И. Непомнящая). В ходе преэкспериментальной диагностики у детей из родительских семей была выявлена повышенная тревожность, выражавшаяся в тревожно-зависимых формах (В.М. Астапов). У воспитанников детского дома тревожность выражалась преимущественно в агрессивных, деструктивных формах поведения. В ходе занятий прослеживалась позитивная динамика проявлений тревожности. В ЭГ поведенческие проявления сменились словесными высказываниями. Наблюдалась динамика преодоления неадекватных форм самооценки. При исследовании динамики ценностей отмечалось следующее. В начале курса в ЭГ преобладающей являлась ценностность реально-привычного функционирования. В процессе курса наблюдалась динамика в направлении к деятельностной ценностности, которая характеризуется ситуативными формами взаимодействия с ровесниками и взрослым. У детей из родительских семей (КГ) в начале курса преобладали ценностности деятельности. К концу курса отмечалась динамика к ценностностям общения, а также к проявлениям учебно-познавательной ценностности.
Природа конфликтов
В жизни нередко бывает так, что цели, стремления и убеждения одних людей могут прийти в противоречие с целями, стремлениями и убеждениями других, даже если одни занимаются общим делом. Так возникает конфликтная ситуация. Конфликты имеют различные причины, степень, последствия и возможности разрешения и предотвращения, в связи с чем их м ...
Примеры психокоррекционных игр. Гвалт
Цель: развитие концентрации внимания, развитие слухового внимания. Условия игры. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, ...
Виды памяти
Традиционно психологи, которые традиционно первыми стали экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти:
двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений;
образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего ...