Развитие высших форм психики у человекаСтраница 1
Развитие психики на уровне человека касается прежде всего совершенствования познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи, а также превращения человека из биологического существа в личность.
Улучшение психических процессов, говоря словами Л.С. Выготского, превращает эти процессы из низших в высшие психические функции. Становление человека как личности приводит к формированию у него сознания, воли, разума, способностей, характера, высших человеческих чувств, культурно обусловленных мотивов поведения и потребностей. Купить мыло кусковое.
Ускоренному развитию познавательных процессов людей способствовали три фактора развития человеческой культуры: изобретение языка и развитие речи, изготовление и использование орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры.
С помощью орудий труда человек получил возможность шире и глубже изучать окружающий мир, воздействовать на природу, изменяя ее.
Такие орудия, как копье, топор, нож и молоток, одновременно служили и той и другой цели.
Совершенствование орудий труда и познания, а также выполняемых с их помощью действий и операций в свою очередь привело к преобразованию функций человеческой руки. Благодаря этому рука, поначалу выполнявшая двойную роль: передвижения в пространстве и манипулирования предметами, – со временем превратилась в самое тонкое и точное из всех человеческих орудий. Ею были созданы практически все предметы материальной культуры.
На примере руки глаз человека «научился» точно познавать окружающий мир, а мозг – оценивать его.
С расширением знаний о мире возросли возможности человека, и он приобрел способность быть относительно независимым в своей жизни и деятельности от случайных капризов природы, научился умело использовать ее законы и изобрел средства защиты от непогоды: жилище и одежду.
Наконец, человек научился по своему разумению изменять природу, приспосабливая ее к своим нуждам, и в конечном счете изменился и сам.
Предметы материальной и духовной культуры, создаваемые и совершенствуемые многими поколениями, передавались из поколение в поколение, каждое из которых вносило свой вклад в их расширение и улучшение.
Опыт, накопленный предыдущими поколениями, не утрачивался, а сохранялся людьми, передаваясь от человека к человеку за счет совершенствования средств связи и знаковых систем. Наряду с естественными языками, на которых говорили люди в процессе повседневного общения друг с другом, появились и искусственные языки, которые использовались в отдельных, специализированных видах деятельности. Данных языков оказалось достаточно для того, чтобы записывать и сохранять практически весь ценный человеческий опыт. Благодаря этому каждому новому поколению людей уже не приходилось, как вновь родившемуся поколению животных, всему учиться заново; достаточно было с помощью системы образования, пользуясь языками и соответствующими записями, воспроизвести и освоить опыт предшествующих поколений людей.
Со временем изменился и механизм передачи опыта: знаний, способностей, умений и навыков – по наследству. Теперь человеку не нужно было изменять генетический аппарат, анатомию и физиологию собственного организма для того, чтобы подняться на новую ступень психологического и поведенческого развития. Достаточно было, имея пластичный мозг, способный к научению, подходящий анатомо-физиологический аппарат, воспользоваться достижениями человеческой материальной и духовной культуры, созданными предшествующими поколениями людей.
В орудиях труда, в предметах материальной и духовной культуры через механизм социального наследования стали передаваться и совершенствоваться следующими поколениями способности людей, причем все это происходило уже без изменения генотипа человека.
Семья как пространство
жизнедеятельности
Слово «жизнь» используется в различных значениях. Им обозначается вся органическая (живая) природа, в отличие от неорганической (неживой) природы. Жизнь, являясь противоположностью смерти, представляет собой совокупность всех процессов жизнедеятельности человека.
Осознание того, что жизнь может быть определена соотносительно с человеко ...
Подростковый ревматоидный артрит
Дети с таким заболеванием часто подвержены психическим проблемам. В норвежском исследовании 64% детей с ПРА имели психические нарушения (чаще депрессию и беспокойство), но зачастую мягкого или умеренного характера. Такую депрессию невозможно проследить родителям, и достаточно умный ребенок может скрыть ее симптомы.
Другие исследования ...
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: эмоциональная разрядка участников в конце занятия.
Инструкция тренера: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.».
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. З ...