В мире предметовСтраница 1
В процессе общения ребенка со взрослым начинает складываться новая ведущая деятельность–предметная, которая займет свое место на следующем этапе развития, в период от 1 года до 3 лет. В первом полугодии жизни предмет является для ребенка прежде всего поводом для общения со взрослым. Ребенок может неоднократно выбрасывать игрушку из кроватки, чтобы взрослый подошел к нему (особенно часто это происходит в тех ситуациях, когда ребенку не хватает общения, когда взрослые не уделяют ему достаточного внимания). К концу 1-го года ребенка начинает интересовать результат действий с предметом и взрослый все чаще нужен ребенку для того, чтобы раскрыть новый способ действия с предметом: завести волчок или машинку, собрать разобранную пирамидку, вложить одну коробочку в другую. Эмоциональное общение сменяется общением по поводу предметов, и ведущей деятельностью становится предметная деятельность. (3; 45)
Казалось бы, что и до года ребенка занимают окружающие предметы и он старается действовать со всем, что ему доступно. После года просто расширяются его возможности: ребенок уже ходит и начинает действовать все с большим количеством предметов. Однако сущность перехода к предметной деятельности состоит не в том, что ребенок взаимодействует все с более широким кругом вещей. Малыш начинает действовать с ними качественно по-новому.
Если вы дадите ложку ребенку 7–8 месяцев, то он охотно возьмет ее и начнет стучать ею по столу, по кроватке, размахивать ею, вертеть ее в разные стороны, может даже попробовать дотянуться с ее помощью до удаленной игрушки. Но вот ложка попадает к ребенку полутора лет, и мы видим совершенно иную картину. Взяв ложку, малыш пробует есть ею, изображать действия еды или кормить своих кукол и зверей.
Именно после года ребенок начинает открывать для себя новую сторону всех предметов: их функцию. Ведь маленького человека с самого начала окружают вещи, сделанные людьми, и каждая такая вещь имеет свое особое предназначение, свою функцию. И как раз функция является наиболее существенной характеристикой предмета. Ложка сделана для того, чтобы ею есть, нож – чтобы им резать, чашка – чтобы из нее пить, утюг – чтобы им гладить. Не случайно в любом словаре при определении предмета прежде всего указывается его функция.
Но функция – это скрытая характеристика предмета. Если еще до года ребенок вычленяет в предмете его цвет, величину, форму, то только после 1 –1,5 года он начинает познавать функции предметов. Функция хранит в себе определенный опыт человечества, который фиксирован в каждом предмете. И познавая предмет, ребенок познает и этот опыт. Поэтому период от 1 года до 3 лет–это период очень интенсивного очеловечивания, в значительной степени очеловечивания через предметную деятельность.
Ребенок начинает совершенно по-иному действовать с предметами: он использует предметы по их назначению. Если раньше он мог в любом направлении вертеть попавшей в его руки чашкой, как бы продолжая движения своей руки, то теперь ребенок, постигая функцию нового предмета, начинает приспосабливать свои движения к предмету так, чтобы его можно было использовать по назначению. Чашка уже не просто прыгает из стороны в сторону и переворачивается в руках у малыша, а медленно и осторожно подносится ко рту, даже если она пустая. Психолог П.Я. Гальперин удачно сказал, что логика руки начинает подчиняться логике орудия. (4; 88)
Но какую же роль в этом сложном и достаточно длительном процессе играет взрослый? Многие зарубежные психологи, наблюдая активность ребенка по овладению различными свойствами действительности, представляли ребенка как некоего исследователя – одиночку, который делает все новые и новые открытия. Однако более пристальный анализ деятельности ребенка, и, прежде всего предметной деятельности, направленной на овладение функциями предметов, показывает, что взрослый опять-таки играет в этом процессе определяющую роль. Если многие внешние свойства предмета ребенок действительно может выявить самостоятельно (форма, цвет, звук, вкус и т.п.), то назначение предмета он может обнаружить только с помощью взрослого.
Техника самовнушения по Куэ
Для произвольного самовнушения, как утверждает Куэ, характерно отсутствие в нем чего-либо насильственного. Все очень просто. Такова же и техника внушения. Оно должно осуществляться «без всякого усилия», как можно более «простым, детским, механическим способом». Приведенную выше формулу Куэ надо произносить каждое утро после пробуждения ...
Нарративный анализ национальной идентичности
История исследования национальной идентичности характеризуется взаимно изолированным развитием двух направлений - историко-социологических исследований наций и национализма и кросс-культурной психологии.
Первое из этих направлений, опираясь на концептуально-философское наследие, стремится к построению всеобъемлющей теории, объясняющей ...
Кинетический фактор
Данный фактор связан с работой премоторных отделов мозга. Он обеспечивает такие составляющие психической деятельности, как возможность перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий, основанных на реализации цепи последовательных сменяющих друг друга «шагов».
Например: При нарушении данного фактора в случае моз ...