Элементы психосинтеза
Истоки психосинтеза личности лежат в работах итальянского психиатра Р. Ассаджиоли, который выделил три основных элемента психосинтеза: радость, творчество и волю. Гроф пишет, что картография Ассаджиоли имеет некоторое сходство с моделью Юнга, так как включает духовные области и коллективные элементы психики. Согласно теории психосинтеза Ассаджиоли, низшее бессознательное управляет базовыми психологическими активностями (инстинктивными потребностями и эмоциональными комплексами). Среднее бессознательное, ассимилирующее опыт, соответствует в общих чертах подсознанию Фрейда. Сфера сверхсознания – это местонахождение высших чувств и творческих способностей, таких как, например, интуиция и вдохновение. Эта сфера, где группируются все факторы творчества.
Идея Ассаджиоли о том, что за творческие способности человека отвечает сфера сверхсознания выходит за пределы обеих теорий и Фрейда, и Юнга, которые ищут источники творческих способностей в личном бессознательном и коллективном бессознательном. Поскольку согласно Ассаджиоли, поле сознания включает анализируемые чувства, мысли и побуждения, то это поле представляет сознательную самость, а высшая самость – это аспект индивидуальности, который и является определяющим в любом виде творчества. Ряд компонентов модели психики Ассаджиоли входит в коллективное бессознательное.
Важным элементом психосинтеза Ассаджиоли является понятие субличностей – динамических энергетически-смысловых подструктур, которые обладают относительно независимым существованием. Субличность –совокупность установок, поведенческих стереотипов, влечений, мнений, которая обретает целостную различимую форму в сознании человека. Каждая субличность обладает энергией, т.е. это не только смысловое, но энергетическое образование. Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности, выражает какие-то жизненно важные желания и цели человека. Субличности по мнению Ассаджиоли становятся вредными только тогда, когда контролируют человека. Один из основных принципов концепции Ассаджиоли состоит в том, что « не зная и не понимая себя, нельзя управлять собой». Чтобы постичь истинное «Я», высшее «Я», необходимо осуществить терапевтический процесс психосинтеза, который включает четыре стадии: 1) глубокое познание своей личности; 2) достижение контроля над различными элементами личности; 3) постижение своего истинного «Я», выявление или создание объединяющего центра, в результате чего подняться отличного «Я» к высшему «Я» ; 4) психосинтез, формирование или перестройка личности вокруг нового центра. Человек должен осознать, что он не равняется эмоциям, не равняется мыслям, не равняется телу, не равняется ощущениям, что он есть центр чистого сознания и чистой воли, и поэтому способен управлять и эмоциями, и мыслями, и телом, и субличностями.
Игра-тест «Кошелек»
В эту игру вы можете играть в семейном кругу или в компании друзей. Число участников не ограничено (чем больше, тем лучше для развития памяти). Суть игры состоит в том, что каждый участник повторяет слова, предложенные предыдущими играющими, и добавляет что-то свое. «Пропадает» тот, кто не может повторить цепочку слов в том же порядке и ...
Врожденные или притворные жестикуляции
Именно спонтанные жесты вызывают вопрос о природе аналоговых сигналов, естественного они происхождения или привнесены воспитанием. Вероятно, научные прения по этому поводу будут продолжаться еще долгое время, но уже сейчас вырисовывается возможный ответ. Существуют некоторые врожденные сигналы, которые можно приравнять к инстинкту. Прич ...
Изучение динамики процесса заучивания
Цель: исследовать динамику процесса заучивания вербального материала.
Задачи:
1. Установить характер нарастания удерживаемого материала при повторном его предъявлении.
2. Выяснить, какие элементы ряда удерживаются лучше (наблюдается ли эффект края).
Материал: 15 не связанных по смыслу одно - трехсложных слов конкретного содержания. ...