Факторный метод анализа структуры личности
Страница 2

Материалы » Диспозициональное направление и факторный анализ личности » Факторный метод анализа структуры личности

1) голод;

2) сексуальное побуждение;

3) общая активность.

2. Потребности, относящиеся к условиям среды:

1) потребность в комфорте, приятном окружении;

2) потребность в порядке, чистоте (педантичность);

3) потребность в уважении к себе со стороны окружающих.

3. Потребности, связанные с работой:

1) честолюбие;

2) упорство;

3) выносливость.

4. Потребности, связанные с положением индивида:

1) потребность в свободе;

2) независимость;

3) конформизм;

4) честность.

5. Социальные потребности:

1) потребность находиться среди людей;

2) потребность угождать;

3) потребность в дисциплине;

4) агрессивность.

6. Общие потребности:

1) потребность в риске или безопасности;

2) потребность в развлечении;

3) интеллектуальные потребности (в исследовательской деятельности, любознательности).

Кеттел выделил также 7 побудительных структур («эргов» - мотивационных факторов), связанных с 5 чувствами:

1) сексуальный инстинкт;

2) стадный;

3) потребность опекать;

4) потребность в исследовательской деятельности, любознательность;

5) потребность в самоутверждении, признании;

6) потребность в безопасности;

7) нарциссическая потребность в удовольствии.

Одни и те же структуры можно обнаружить в самых разных популяциях людей, в то время как «чувства» варьируются, зависят от социальных и культурных стереотипов. Список чувств:

1) чувства по отношению к профессии;

2) спорт и игра;

3) религиозные чувства;

4) технические и материальные интересы;

5) самоощущение.

Исследовав и проанализировав большое количество работ разных авторов, Айзенк показал, что фундаментальными параметрами структуры личности являются такие факторы: невротизм и экстраверсия – интроверсия.

Известный психолог К.Г. Юнг подразделяет людей по складу личности на экстравертов («обращенных вовне») и интровертов («обращенных внутрь себя»). Экстраверты общительны, подвижны, активны, оптимистичны, у них сильный тип высшей нервной деятельности, по темпераменту они сангвиники или холерики. Интроверты малообщительны, сдержанны, отделены от всех, в своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К такому типу людей относятся флегматики и меланхолики.

Однако в жизни редко встречаются абсолютные экстраверты или интроверты. В каждом из нас есть черты как тех, так и других. Это зависит от врожденных качеств нервной системы, возраста, воспитания, жизненных обстоятельств. Любопытно, что у экстравертов правое полушарие ведущее, что частично может проявляться даже во внешности: у них более развит левый глаз. Он больше открыт, зрение им более осмыслено (нервы у человека идут крест-накрест, т.е. от правого полушария к левой половине тела и от левого полушария к правой половине). У интровертов ведущим является левое полушарие.

Известный психолог Г. Айзенк считает, что личность человека включает четыре уровня:

1) отдельных реакций;

2) привычных реакций;

3) отдельных черт личности;

4) типичных черт: интроверсия – экстраверсия, эмоциональная нестабильность (нейротизм), психопатические черты, интеллект.

Нейротизм – это эмоциональная неустойчивость, подверженность психотравмам. У лиц с повышенным нейротизмом, вызванным излишней впечатлительностью и обидчивостью даже по пустякам, может возникать эмоциональный стресс; они долго переживают конфликты, «не могут взять себя в руки», часто подавлены, огорчены, раздражительны, тревожны, круг их друзей обычно сужается. Эти черты довольно стойкие и могут быть сглажены в процессе упорного самовоспитания.

Страницы: 1 2 3 4


Особенности референтной группы
Одним из основных структурных компонентов формирования личности подростка являются ценностные ориентации – разделяемые и внутренне принятые материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Именно ценностные ориентации для подростка служат опорными установками д ...

Организационная культура формирования способности к рефлексии
Эффективность командного позиционирования (другими словами – ролевого распределения членов команды) принято считать одним из наиболее значимых факторов успеха командной работы. В большинстве публикаций, посвященных командообразованию, отмечается, что эффективное позиционирование невозможно, если у команды отсутствуют необходимые для это ...

Стрессоры оценок.
Им свойственна эмоциональная окраска настоящей или предстоящей деятельности. Стрессоры оценок могут действовать на человека задолго до осуществления деятельности или непосредственно перед ней, сразу после окончания действия или через большой промежуток после его совершения. Так, многие взрослые помнят обидные клички, которые давали им у ...