Факторный метод анализа структуры личностиСтраница 3
Экстраверсия вместе с повышенным нейротизмом обусловливает проявление холерического темперамента. Интроверсия и нейротизм определяют темперамент меланхолика. Эмоциональная устойчивость, уравновешенность в сочетании с экстраверсией проявляется как сангвинический темперамент, а с интроверсией – как флегматический.
Айзенк попытался определить физиологическую основу параметров экстраверсии – интроверсии. Основываясь на гипотезе Павлова, он предполагал, что экстравертированное поведение определяется возникновением сильных потенциалов торможения и слабых – возбуждения, в то время как у интровертов – наоборот. Айзенк выявил экспериментальные признаки, на основании которых производится деление на экстравертов и интровертов:
Интроверты:
1) ригидность восприятия – сильная;
2) настойчивость – большая;
3) уровень притязаний – высокий;
4) общительность – пониженная;
5) образование условных связей – быстрое;
6) константность восприятия – низкая.
Экстраверты:
1) ригидность восприятия – слабая;
2) настойчивость – малая;
3) уровень притязаний – низкий;
4) общительность – повышенная;
5) образование условных связей – медленное;
6) константность восприятия – высокая.
Как уже отмечалось, другие исследователи, обращавшиеся к факторному анализу, обнаружили больше черт личности.
Установление их предполагает существование конечного набора базисных качеств, а индивидуальные различия определяются степенью выраженности таковых. Чтобы показать характер переменных, охватываемых факторным анализом, приведу список поверхностных черт личности по Кеттеллу:
1) уверенность в себе – покорность;
2) интеллектуальность – ограниченность;
3) зрелость ума – непоследовательность, подверженность влиянию;
4) непостоянство, суетность – рассудительность, сдержанность;
5) невротичность – отсутствие невротичности;
6) черствость, цинизм – мягкость;
7) эгоизм – доброта, терпимость;
8) ригидность, тираничность – покладистость, дружелюбие;
9) злобность, черствость – добросердечие, обходительность;
10) аутизм – реализм;
11) интеллектуальность – простота, недисциплинированный ум;
12) инфантильность – зрелость, тактичность;
13) асоциальность, шизоидность – открытость, идеализм;
14) энтузиазм, остроумие – разочарованность;
15) активность, нервозность – самообладание, ригидность;
16) невроз, психопатия – эмоциональная зрелость;
17) экспрессивность – флегматичность;
18) злость, мелочность – дружелюбие, открытость;
19) подъем, экспрессивность, разнообразие интересов – замкнутость, спокойствие, ограниченность;
20) доступность, теплота, сентиментальность – замкнутость, холодность, мизантропия;
21) ветреность, тщеславие, притворство – заурядность, безыскусность;
22) душевная и физическая сила – неврастения;
23) предприимчивость, вспыльчивость – заторможенность, робость;
24) воображение, интроспекция, конструктивность – степенность, скупость;
25) жестокость, твердость – интроспекция, чувствительность, боязливость.
Среди выявленных факторов личности можно отметить те, что являются врожденными, и те, которые возникают под воздействием жизненной среды и воспитания. Например, факторы «циклотимия – шизотимия» (согласно Айзенку и Кеттеллу) по своей конституции наследственные, они проявляются в следующих поверхностных чертах:
1) добродушие, покладистость – сварливость;
2) адаптируемость – негибкость, ригидность;
3) чистосердечие – скрытность, тревожность;
4) доверчивость – подозрительность;
Как стать достойным любви
Да, любовь приходит далеко не ко всем, но изначально дар этот дан каждой душе, и, укрепляя, возвышая, усиливая свою душу, человек становится все более и более достойным любви. Почему не приходит любовь? Потому что в душе есть страх. Пока есть страх - не будет настоящей любви, будет лишь привязанность, лишь тяга тела. Ведь когда человеку ...
Факторный опросник Кеттела
Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.
Отличительной чертой данного опросника я ...
Запоминаем по частям
Третий метод заключается в том, что всю информацию «раскладывают по полочкам». То есть: текст нужно компонавать в конспект, слова разделять на группы, формулы заучивать вместе с примерами. Так же важно одновременно разбираться с возникающими вопросами, ведь когда мы сами добываем необходимое, то и усваиваем это лучше. Следовательно, как ...