Факторный метод анализа структуры личностиСтраница 3
Экстраверсия вместе с повышенным нейротизмом обусловливает проявление холерического темперамента. Интроверсия и нейротизм определяют темперамент меланхолика. Эмоциональная устойчивость, уравновешенность в сочетании с экстраверсией проявляется как сангвинический темперамент, а с интроверсией – как флегматический.
Айзенк попытался определить физиологическую основу параметров экстраверсии – интроверсии. Основываясь на гипотезе Павлова, он предполагал, что экстравертированное поведение определяется возникновением сильных потенциалов торможения и слабых – возбуждения, в то время как у интровертов – наоборот. Айзенк выявил экспериментальные признаки, на основании которых производится деление на экстравертов и интровертов:
Интроверты:
1) ригидность восприятия – сильная;
2) настойчивость – большая;
3) уровень притязаний – высокий;
4) общительность – пониженная;
5) образование условных связей – быстрое;
6) константность восприятия – низкая.
Экстраверты:
1) ригидность восприятия – слабая;
2) настойчивость – малая;
3) уровень притязаний – низкий;
4) общительность – повышенная;
5) образование условных связей – медленное;
6) константность восприятия – высокая.
Как уже отмечалось, другие исследователи, обращавшиеся к факторному анализу, обнаружили больше черт личности.
Установление их предполагает существование конечного набора базисных качеств, а индивидуальные различия определяются степенью выраженности таковых. Чтобы показать характер переменных, охватываемых факторным анализом, приведу список поверхностных черт личности по Кеттеллу:
1) уверенность в себе – покорность;
2) интеллектуальность – ограниченность;
3) зрелость ума – непоследовательность, подверженность влиянию;
4) непостоянство, суетность – рассудительность, сдержанность;
5) невротичность – отсутствие невротичности;
6) черствость, цинизм – мягкость;
7) эгоизм – доброта, терпимость;
8) ригидность, тираничность – покладистость, дружелюбие;
9) злобность, черствость – добросердечие, обходительность;
10) аутизм – реализм;
11) интеллектуальность – простота, недисциплинированный ум;
12) инфантильность – зрелость, тактичность;
13) асоциальность, шизоидность – открытость, идеализм;
14) энтузиазм, остроумие – разочарованность;
15) активность, нервозность – самообладание, ригидность;
16) невроз, психопатия – эмоциональная зрелость;
17) экспрессивность – флегматичность;
18) злость, мелочность – дружелюбие, открытость;
19) подъем, экспрессивность, разнообразие интересов – замкнутость, спокойствие, ограниченность;
20) доступность, теплота, сентиментальность – замкнутость, холодность, мизантропия;
21) ветреность, тщеславие, притворство – заурядность, безыскусность;
22) душевная и физическая сила – неврастения;
23) предприимчивость, вспыльчивость – заторможенность, робость;
24) воображение, интроспекция, конструктивность – степенность, скупость;
25) жестокость, твердость – интроспекция, чувствительность, боязливость.
Среди выявленных факторов личности можно отметить те, что являются врожденными, и те, которые возникают под воздействием жизненной среды и воспитания. Например, факторы «циклотимия – шизотимия» (согласно Айзенку и Кеттеллу) по своей конституции наследственные, они проявляются в следующих поверхностных чертах:
1) добродушие, покладистость – сварливость;
2) адаптируемость – негибкость, ригидность;
3) чистосердечие – скрытность, тревожность;
4) доверчивость – подозрительность;
Полезные советы начать беседу и темы возможных
разговоров
Люди, чувствующие неловкость при разговоре с незнакомцами, нуждаются в практическом совершенствовании техники ведения беседы. Ниже я привела несколько способов начать разговор и тем для него:
назвать свое имя и попросить представиться;
попросить разрешения присоединиться к разговору, прогулке;
предложить присоединиться к вам;
предло ...
Европейская характеристика №13
Европейская характеристика №13
ФИО - _
Образование – неполное высшее
Эмоционально-волевая характеристика
1. Степень уравновешенности
Самообладание
По тесту Кэттелла (12 из 12): развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Я следую своему представлению о себе, хорошо контролирую свои эмоции и поведение, довожу ...
Направленность жестов
Многие авторы исходят из предположения, что направления жестов тоже значимы. Направление жестикуляции многое может разъяснить в специфической ситуации, когда, например, кто-то постоянно указывает на себя, а говорит "ты", "вы" или "они". Или когда кто-либо, предлагая плитку шоколада, произносит соответствующ ...