Динамика развития смысловой стороны речи
В основе нейропсихологии нормы, или по-другому, нейропсихологии индивидуальных различий, лежит представление о неравномерности развития ВПФ в норме. Под неравномерностью развития понимается индивидуальная вариация видовой программы индивида: одни функции у конкретно данного индивида развиты лучше, чем в среднем у сверстников по хронологическому или функциональному возрасту, а другие – хуже.
В данной работе была сделана попытка исследования вопроса о специфических индивидуально-типологических особенностях речи детей с относительной слабостью функций третьего блока мозга, второго блока мозга по левополушарному типу и функций правого полушария. А также попытка проследить динамику развития речи и ее отдельных психолингвистических параметров в этих трех группах на материале сопоставления нейропсихологических и лингвистических данных детей 1 и 2 классов.
Объектом данного исследования является речь и речевые функции у детей 1 и 2 классов. Предметом – динамика развития особенностей связной речи у детей 1 и 2 классов с относительной функциональной слабостью третьего блока мозга, правого и левого полушария.
В задачи исследования входило:
1. Нейропсихологическое обследование детей и выявление среди них детей трех вышеуказанных групп.
2. Проведение речевых проб (называние предметов и действий; составление предложений по картинкам; повторение предложений; пересказ рассказа ("Галка и голуби"); составление рассказа по серии картинок ("Мусор", "Девочка и мальчик").)
3. Обработка полученных нейропсихологических и лингвистических данных по определенным заданным параметрам. Речевые пробы детей фиксировались на цифровой диктофон, затем аудиограмма переводилась в текстовый формат с учетом временных показателей речи (для этого использовалась специально придуманная таблица с посекундной разверсткой). Текст речевых проб анализировался по определенным параметрам.
4. Проведение статистического анализа полученных результатов и выявление взаимосвязи показателей по разным пробам, оценка возможности разных показателей дифференцировать испытуемых по группам.
5. Выделение на основе выявленных показателей детей в эти 3 указанные группы.
6. Проведение сравнительного анализа и выделение индивидуально-типологических особенностей речи детей каждой группы (с относительной слабостью третьего блока мозга, функций переработки информации по левополушарному типу и функций переработки информации по правополушарному типу).
Характеристика выборки: Нами было проведено исследование 15 детей, учащихся 1-ых классов, и 16 детей учащихся 2-ых классов. В исследовании принимали участие дети четырех школ г.Москвы. К обследованию привлекались только праворукие дети. С каждый ребенком проводилось нейропсихологическое и лингвистическое обследование. Комплексное обследование одного ребенка занимало 2 школьных урока. Поэтому разбивалось на 2 встречи. Обследование проводилось в отдельной комнате, преимущественно в первой половине дня.
Результаты: Анализ особенностей лексико-синтаксического уровня речи детей трех групп (с относительной слабостью третьего блока мозга, с относительной левополушарной и правополушарной слабостью) обнаружил следующие закономерности:
По продуктивности в речевых пробах лидировали дети из группы с относительной слабостью второго блока по правополушарному типу.
Худшие результаты практически во всех речевых пробах этого уровня показали дети из группы с относительной слабостью второго блока по левополушарному типу, их словарь был крайне беден, использование грамматических конструкций ограничено.
Дети из группы с относительной слабостью третьего блока мозга обнаружили промежуточные результаты по лексико-синтаксическим показателям.
Качественный анализ смыслового уровня речи обнаружил принципиально разные трудности детей трех групп:
Для детей с относительной слабостью третьего блока мозга характерно большое количество пропусков смысловых звеньев, что связано с трудностями программирования рассказа и подробной разверткой на уровне отдельных предложений.
Дети с относительной слабостью второго блока мозга по правополушарному типу чаще ошибочно опознавали ситуацию и актуализировали сценарий нетипичной, и часто даже нереалистичной, ситуации. Для них характерно нарушение целостности дискурса и вплетение в рассказ деталей, нереалистичных в описываемой ситуации. Эти дети часто неверно опознавали подтекст и намерения главных персонажей.
Меланхолик
Отличается высокой эмоциональной чувствительностью, повышенной ранимостью, неуверенностью.
Голос тихий, речь замедленная, мимика и движения бедны и невыразительны.
Внешне меланхолик кажется подавленным, заторможенным, у него всегда плохое настроение. Меланхолик чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен, незначительный повод может выз ...
Развитие воли
Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека [6, с.582]. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка хара ...
Методы психологии
Методами психологии являются:
1) естественный и лабораторный эксперимент;
2) наблюдение;
3) исследование продуктов деятельности человека;
4) метод тестов и анкетирования.
Тестирование - это метод психологической диагностики, в ходе которой используются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значени ...